ru
ru
Главная | Арт блог | ​Почему на картине Тициана «Пастух и нимфа» пастух имеет три руки и другие загадки некоторых шедевров.
Назад
​Почему на картине Тициана «Пастух и нимфа» пастух имеет три руки и другие загадки некоторых шедевров.

​Почему на картине Тициана «Пастух и нимфа» пастух имеет три руки и другие загадки некоторых шедевров.

Поделиться в соц сетях:

Картины эпохи Возрождения и Проторенессанса оставили нам немало загадок, которые интересно разгадывать. В этой статье постараемся разобраться, почему чтобы написать точную копию Моны Лизы для этого требуется несколько лет упорной работы, на какое полотно смотрели во Флоренции XIV века покинутые или потерявшиеся дети, и для чего Тициан изобразил на своей картине трёхрукого мужчину.

Бернардо Дадди. Триптих Бигалло.

Проблема брошенных детей существовала всегда, в том числе и в средневековой Флоренции. На этот случай в самом центре города, неподалёку от собора Санта-Мария-дель-Фьоре существовала лоджия Бигалло. Это здание было построено в XIV веке и в нём располагалось благотворительное общество по воспитанию детей-сирот. Туда бедные родители приносили малюток, в надежде, что монахини этого общества сумеют найти им новых родителей. Надежда, в общем, была слабая — детей в Средневековье все семьи обычно заводили много, своих бы прокормить, где уж до чужих. Но в случае какого-либо несчастья, повлёкшего смерть маленького ребёнка — а детская смертность в то время была ужасающей, или невозможности пары завести своих детей обращались и в это общество. И все знали — увидели на улице маленького брошенного ребёнка, то нужно вести его в лоджию Бигалло, а там монахини бог даст и подберут ему новых родителей. Да и сами сироты, которые были ещё маленькие и не готовы жить на улице, обращались туда же. А коли потерялся маленький ребёнок, то родителям прямой путь в лоджию Бигалло, и велика вероятность, что малыша уже кто-то нашёл и привёл к добрым монахиням из лоджии.

Однажды супруги, которые решили помочь этому обществу, заказали для него у художника Бернардо Дадди триптих.

Бернардо Дадди. Триптих Бигалло.

Но по настоянию заказчиков художник отошёл от канонов и написал для верхних створок художественное отображение истории о Чуде святого Николая. Согласно легенде, один верующий усердно и искренне молился, чтобы его жена, у которой несколько лет не было детей, родила сына. Наконец, желаемое случилось, мальчик вырос, но попал в плен, где стал прислуживать за столом самому царю.

Наступил день святого Николая, во дворце горой шёл пир, а мальчик исполнял свои обязанности. Завидев царя в добром расположении духа, он пожаловался, что очень уж скучает по своим родителям, а его отец именно в этот день искренне молился святому Николаю и чудо свершилось — молитва была услышана и исполнена.


Бернардо Дадди. Триптих Бигалло. Фрагменты «Чудо святого Николая»

Но царю до просьб какого-то мальчика-прислужника не было никакого дела, было велено не жаловаться и смириться со своей судьбой. И тотчас же разыгрался страшный ураган, который разрушил дворец, но при этом поднял мальчика в воздух и понёс к его родителям. Пришёл в себя он уже дома, где за столом сидели отец и мама и вспоминали и вновь молились Николаю. Их молитва была услышана во второй раз и радости не было предела.

Кстати, сами заказчики тоже есть на картине — это две молящиеся фигурки по краям картины. Наверняка общество действительно им помогло — может, нашло потерявшегося ребёнка, вот они и решили возблагодарить его.

Бернардо Дадди. Триптих Бигалло. Деталь с заказчиками.

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи

У картины «Мона Лиза» Леонардо да Винчи есть одна интересная особенность — даже при очень сильном приближении невозможно увидеть ни одного мазка кистью.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза.

Это импрессионисты писали широкими размашистыми мазками, что ускоряло работу над картинами, не случайно «Впечатление. Восходящее солнце» Клод Моне написал за 10 минут.

Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце

Но в случае с картиной Леонардо да Винчи всё иначе. Даже когда искусствоведы сделали рентген картины, то мазков они не обнаружили, зато насчитали в области лица и рук около 30 тончайших слоёв краски, толщиной около 1 микрометр. Для сравнения — толщина волоса человека около 80 мкм. Но как Леонардо удалось написать столь тонкие слои? Всё дело в долгой и кропотливой работе и особой технике. Он брал слой темперы — водяной краски на основе яичного желтка и пальцами тщательно её размазывал по всей картине. И лишь после писал маслом, чтобы придать нужный объём картине. И так слой за слоем.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза (фрагмент).

Именно наличие множество слоёв и создают то самое знаменитое и новаторское для того времени сфумато, когда тональные переходы становятся очень мягкими, мазки не видны, а картина приобретает невиданную достоверность и объём. Но писать в такой технике сложно и долго, нужно ждать полной просушки каждого слоя, а это как минимум несколько дней. И потом по новой. Известно, что Леонардо 15 лет держал при себе эту картину, возможно, что-то там подправлял, постепенно доводя до совершенства.

Но так можно было писать для себя, или под очень основательный заказ, когда заказчик готов оплатить художнику несколько лет работы. Но обычно писали в более простой технике — без сложного сфумато или использовали его лишь на части картины, как, например, Рафаэль Санти на своей картине «Мадонна в зелени».

Рафаэль Санти. Мадонна в зелени

Там в технике сфумато написаны лишь руки Мадонны и её лицо, а одежда и задний фон в обычной, которая менее трудоёмкая. А впоследствии и вовсе отказались от темперы — одним маслом писать было намного проще и быстрее. Именно поэтому «Мона Лиза» уникальна и её можно безоговорочно отнести к шедеврам живописи.

Тициан. «Пастух и нима»

В 1570 году Тициан написал картину «Пастух и нимфа», которая отличалась одной удивительной особенностью — у пастуха было три руки. Пастух двумя руками держит дудку, но зачем же там третья, которая никак не могла принадлежать нимфе — слишком большая, явно мужская, да и вывернута под неестественным для лежащей девушки углом.

Тициан. Пастух и нимфа.

Представить, что Тициан не сумел правильно написать рисунок, было сложно, значит на то имелась какая-либо весомая причина. Есть предположение, что Тициан вначале написал пастуха, который обнимает нимфу, но потом картину изменил, а руку не закрасил. Писал он её для себя, ради творческого самовыражения и эксперимента, потому мог и не думать насчёт правильного рисунка, всё равно предъявить претензии некому, а лишнюю работу делать не захотел, может быть просто поленился. Художники тоже люди, хотя Тициану написание картин доставляло удовольствие, и делал он это не только ради заработка, как, например, Крамской, когда писал очередной портрет на заказ.

Искусствоведы предполагают, что на картине изображён Парис — сын троянского царя Приама, из-за которого и развязалась троянская война.

Жак Луи Давид. Елена Прекрасная и Парис

Возможно, основная причина была простая — желание греков грабить и завоевать Трою, а любовная история с Еленой Троянской лишь повод. Но тем не менее персонаж неоднозначный, явно неготовый обуздать свои страсти даже ценой начала войны. Парис воспитывался пастухом и привлёк внимание нимфы Эноны, поскольку был юношей очень привлекательным. Вот этот эпизод и изобразил Тициан.

Однако есть предположение, что на самом деле там изображён Дафнис — ещё один прекрасный юноша, сын Аполлона и нимфы, умевший играть на свирели и управляться со стадом. Так-то вполне мог быть и он.

А в таком случае и девушка могла быть вовсе не нимфа. Он приглянулся дочери местного царя, и та решила приворожить юношу — напоила его вином с любовными травами или приворотным зельем. Дафнис устоять не смог, но поскольку был влюблён в нимфу Хлою, то глубоко переживал такую измену и даже в отчаянии прыгнул со скалы.

Пьер Огюст Кот. Дафнис и Хлоя

Возможно, Тициан пытался передать наваждение Дафниса, как он сам себя не помня, обнимал ту коварную соблазнительницу и провел с ней ночь. Вот потому и рука оставлена, как показатель его явной одурманенности, невозможности полностью контролировать свои действия и желания. Вот так, казалось бы, глупая ошибка и вопиющая небрежность в исполнении истинного мастера превратилась в интересный художественный приём.


Арт конкурсы, выставки для начинающих и опытных художников, фотографов на сайте artAlebrio.com. Продавайте картины онлайн или на наших выставках в галереях партнеров.

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram

автор статьи Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!