ru
ru
Главная | Арт блог | "Бог шельму метит" — почему Михаил Горбачёв так отозвался о своём портрете нарисованным Андреем Мягковым? Какие ещё картины он нарисовал?
Назад
"Бог шельму метит" —  почему Михаил Горбачёв так отозвался о своём портрете нарисованным Андреем Мягковым? Какие ещё картины он нарисовал?

"Бог шельму метит" — почему Михаил Горбачёв так отозвался о своём портрете нарисованным Андреем Мягковым? Какие ещё картины он нарисовал?

Поделиться в соц сетях:

Андрей Мягков (1938—2021 гг.) — замечательный советский актёр, снявшийся во множестве фильмов, в том числе и в таких культовых как «Ирония судьбы» и «Служебный роман». Его не случайно называли «главным интеллигентом-актёром советской эпохи» — он и в жизни в чём-то походил на персонажей своих кинокартин, такой же мягкий и добрый, человек — для которого совесть и достоинство непустые слова, пусть и со своими некоторыми слабостями. Хотя не нужно напрямую отожествлять Мягкова с сыгранными им ролями, не случайно сам Андрей после роли в «Иронии судьбы» говорил: «этот фильм мне всю карьеру испортил, после него меня все воспринимают как алкоголика, но сам то я пью редко, а баню вообще не переношу. Я «Иронию судьбы» в последний раз видел 20 лет назад, и вообще считаю насилием над зрителем каждый год показывать этот фильм по телевизору» — и вот тут с Андреем Васильевичем сложно не согласиться, иногда некоторые традиции стоит ломать, хотя бы ради уважения к великому артисту.

Есть достаточно избитое выражение: «талантливый человек талантлив во всём», но к Мягкову оно применимо в полной мере. Кроме работы артистом, он ещё писал детективы, и причём на вполне приличном уровне, так-то, если бы не кино и театр Андрей вполне мог состояться как писатель-детективщик. Всё дело в том, что его жена Анастасия Вознесенская любила детективы, но не всегда могла найти произведение на свой достаточно взыскательный вкус. Просто в то время книги зарубежных авторов детектива сложно было достать даже известному актёру, многие современные детективы зарубежных авторов просто не переводили на русский язык, а детективную классику в лице Конан Дойля и Агаты Кристи найти в книжных магазинах было нереально. Потому Андрей стал писать детективы сам — они были написаны интересно, хорошим литературным языком, со всей непременной для жанра интригой. Он выдал подряд 3 романа в жанре детектива и его жена с удовольствием их прочитала. Интересно, а много ли современных актёров способны написать хотя бы маленькую повесть только потому, что их супруге нечего почитать? По детективам Мягкова в 2010 году был снят одноимённый сериал «Сивый мерин», хотя лучше почитать его книги.


Ещё Мягков писал картины. Он очень любил рисовать и мог заниматься этим делом в течение нескольких часов, получая настоящее удовольствие. Мягков обычно творил в жанре портрета, благо желающих позировать известному актёру было немало, хотя он писал обычно только своих хороших знакомых и близких, и манера его письма была достаточно своеобразной и резкой, в чём-то напоминала работы нашего замечательного художника Бориса Григорьева.


Он не приукрашивал человека, писал правду матку, не пытался смягчить черты лица и видимого за ним характера. Мягков не был льстецом в жизни и на сцене, не мог льстить и в живописи. Потому даже горячо любимых им людей, например, свою жену, изображал без прикрас и сентиментальной мягкости.


Стиль письма близок скорее к импрессионизму, на первом плане как раз и стоит мимолётное впечатление самого актёра от этого человека и не всегда оно было благодушным. Не случайно режиссёр Эльдар Рязанов назвал портрет Мягкова известного актёра Олега Ефремова: «резким и неприятным». Однако нет никаких свидетельств, что сам Олег Николаевич был недоволен своим портретом. Впрочем, работа вполне достойная, Ефремов производит на ней впечатление глубоко задумчивого, путь и несколько хмурого человека — этакий всё повидавший в жизни философ. Возможно, он таким и был на самом деле, за всеми своими синими театральными масками, которые присутствуют на картине.

Однако о собственном авторском стиле Мягкова в портретной живописи речи не идёт — для этого нужно быть профессиональным художником и заниматься всю жизнь исключительно написанием картин. А для Миронова написание картин было скорее хобби, возможность проявить свой недюжинный талант в иных жанрах. Он многое брал от французских импрессионистов, например, ещё один портрет своей жены Анастасии он написал в духе известного французского художника Анри Матисса, мастера передавать эмоции посредством цвета и формы.


Мягков говорил, что отдаёт предпочтение именно написанию портретов, поскольку они полностью отражают внутренний мир человека.

Одна из наиболее удачных картин Мягкова — портрет известной актрисы Галины Волчек, несмотря на всю стилистику импрессионизма сама актриса в нём угадывается с первого взгляда.


Впрочем, главное в подобных работах не внешнее сходство, а умение показать характер и внутренний мир человека, отношение самого художника к нему — и вот тут Мягков сработал на уровне настоящих мастеров кисти. И судя по этой работе жизнь известной актрисы совсем непростая и требует немалого напряжения всех моральных и физических сил. Глядя в широко раскрытые глаза Волчек иначе и не подумаешь. Возможно, на момент написания картины у неё был непростой период в жизни и творчестве, а Мягков со свойственной ему прямотой и изобразил всё, что видел. Талант — он везде талант.

Но самая известная работа Мягкова — это портрет Михаила Горбачёва. Он написал его в августе 1991 года — времени крайне непростом для нашей страны. Тогда начался августовский путч, организованный членами Политбюро, а по телевидению стали безостановочно крутить балет «Лебединое озеро» — верный знак, что в стране назревают большие перемены.

Сам Андрей Мягков безоговорочно верил Михаилу Горбачёву, даже с каким-то религиозным чувством. Просто он настолько устал от безоглядной советской действительности и тоталитаризма, что перемены организованные Горбачёвым воспринимал как деяния спасителя России, благословлённого самим Иисусом Христом. Сейчас, конечно, подобные речи звучат несколько странно и непривычно, но таков был образ мыслей Андрея Мягкова.

В 1992 году Горбачёв с супругой прибыл на юбилей, организованный в честь 65-летия Олега Янковского. Все актёры очень хорошо относились к Горбачёву — тот был остроумен, любил театр, не заносчив, выслушивал просьбы и проблемы актёров и решал их. Именно тогда жена Мягков рассказала Раисе Максимовне о портрете, который написал её муж, а вскоре Андрей Мягков повёз эту картину Горбачёвым.

Сам Мягков эту картину представил как благословение Горбачёва Иисусом Христом — Спаситель пометил его своей кровью, чтобы тот спас Россию от коммунистов. Коммунистические вожди изображены на заднем плане, лица их хоть отчасти узнаваемы — Ленин, Сталин, Берия, Троцкий, но среди них проглядывают человеческие черепа. Грядущие события 90-х и развал Советского Союза, конечно, резко изменил отношение всех простых россиян к Михаилу Сергеевичу, но у каждого человека может быть своё мнение, пусть оно и не всегда максимально объективно и совпадает с мнением большинства.


Когда эту картину привезли Горбачёву, тот застыл в изумлении. «Это получается, Бог шельму метит, что ли?» — спросил он у Мягкова. Тот не на шутку расстроился, но Горбачёв расцеловался с ним и повесил картину на самом видном месте.


Картины современных художников в различных направлениях можно найти на нашем сайте artAlebrio.com Приобрести понравившуюся картину в коллекцию или в подарок напрямую у автора.

Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен VK TG OK Youtube FB IG

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!