ru
ru
Главная | Арт журнал | Был женат на «падшей женщине», подвергся критике со стороны друзей-передвижников. Неоднозначный Иван Крамской и его чудесные картины.
Назад
Был женат на «падшей женщине», подвергся критике со стороны друзей-передвижников. Неоднозначный Иван Крамской и его чудесные картины.

Был женат на «падшей женщине», подвергся критике со стороны друзей-передвижников. Неоднозначный Иван Крамской и его чудесные картины.

Поделиться в соц сетях:

Иван Крамской (1837–1887 гг.) — русский художник, писавший великолепные портреты и жанровые сцены, организатор и идеолог передвижнических выставок — именно он был главным среди передвижников, зачинщик знаменитого бунта 14, когда наиболее талантливые и неравнодушные ученики Академии художеств протестовали против закостенелого академизма, царящего в этом учебном заведении.

Мало какой художник сделал больше для развития русской живописи, чем Крамской и в этом его неоценимый вклад в искусство. Он писал великолепные портреты — например, знаменитая «Неизвестная» с простой и логичной композицией, глубоким психологизмом и безупречной техникой исполнения.

Неизвестная

Изображение на портретах Крамского всегда идеально отображает внешность человека, с которого оно было написано, он ничего не приукрашивал, а задачей художника считал показать внутреннюю суть, «найти лицо» написанных на портретах людей.

Но вот сама жизнь Крамского получилась во многом трагической и совсем неоднозначной, совсем не такой, как картины — они обычно никаких вопросов не вызывают, скорее лишь восхищение мастерством художника. О ней и поговорим более подробно в этой статье, поскольку не зная деталей биографии Крамского, сложно по-настоящему оценить его творчество.

Иван Крамской. Автопортрет.

Крамской сумел указать путь многим, определил развитие русской живописи в XIX веке, но так и не сумел прийти к своему единому мнению по многим ключевым вопросам. Он был непоследователен и в этом, возможно, его главная беда. На первый взгляд, он кажется неопровержимым борцом с академизмом — тут и бунт 14 и организация Артели художников и Общества передвижников, где выдающиеся русские художники Репин, Перов, Федотов и сам Крамской пытались показать реальную Русь без глянца и приукрашиваний, высмеять пороки и посочувствовать бедным, указать на их ужасающее положение в обществе и тяжёлые, зачастую невыносимые условия жизни. Однако Крамской, несмотря на то что ушёл со скандалом из Академии художеств, получил звание академика живописи, и от него не отказался.

Русалки

Правда, был отказ от профессорской должности, но скорее просто потому, что непосредственно на написании картин Крамской зарабатывал больше — зачем тратить время на менее оплачиваемую преподавательскую работу? Впрочем, он был преподавателем в Обществе поощрения художеств, и свою работу выполнял замечательно. оставив о себе добрую память всех учеников, в том числе и Ильи Репина.

Крамской всегда был непримиримым борцом с самодержавием, классическим либералом, считавшим самодержавие тормозом в развитии России и нашего общества. Но когда поступил заказ на написание портретов императрицы Марии Фёдоровны и самого Александра III, то написал их мастерски и даже не думал об отказе, хотя в средствах остро не нуждался.

Портрет Александра III

Крамской искренне считал, что искусство должно поднимать глобальные вопросы нравственного выбора, искать ответ на поиск смысла жизни и человеческого предназначения, именно им была посвящена его выдающиеся картина «Христос в пустыне», но а сейчас его больше знают как автора «неприличной» по меркам XIX века картины «Неизвестная». Воистину не такой известности хотел для себя Крамской.

Даже портреты, которые Крамской писал виртуозно, были для него всего лишь средством заработка, возможностью обеспечить свою жену и детей. Он тяготился их написанием, работал без радости и удовольствия, и мечтал о настоящих, глубоких жанровых картинах, как «Христос в пустыне».

Христос в пустыне

Кстати, работать с портретами Крамской начал ещё до того, как научился писать картины. Он был помощником фотографа в захолустном провинциальном городке Острогожск и ретушировал фотографии, поскольку из-за несовершенства техники они в ней отчаянно нуждались.

В возрасте 20 лет, оказавшись в Петербурге, не особенно смущаясь решил поступить в Академию художеств и успешно сделал это, сдав вступительный экзамен. Но Крамскому нужно было зарабатывать на жизнь, потому он и занимался ретушированием фотографий и это у него получалось замечательно, его даже называли «богом ретуши».

А ещё приходилось писать портреты и делать это постоянно изо дня в день, каждый год в течение всей жизни. Крамской признавался, что очень устал от «голов», но за портреты хорошо платили, а потребность в деньгах у Крамского была всегда. Всего за всю свою жизнь он написал около 3 тыс. портретов — огромное число и большинство из них на очень хорошем уровне.

Портрет писателя Льва Николаевича Толстого

Именно из-за необходимости писать множество портретов не хватало времени на работу над жанровыми картинами. Показателен пример выставки передвижников. На ней Репин представил эпохальную картину «Крёстный ход в Тульской губернии», Владимир Маковский великолепную жанровую работу «Свидание» отражающая неприглядную правду о тяжёлом детском труде в дореволюционной России, лишь слегка замаскированного под «учение ремеслу», Суриков пишет потрясающее полотно «Меньшиков в Березове», где показывает опального фаворита, то есть опять-таки выражает определённый протест против самодержавия, а Крамской — картину «Неизвестная», которая при всех её достоинствах всё же к идеологии передвижничества имела отдалённое отношение.

Василий Суриков. Меньшиков в Березове

То есть главный идеолог передвижничества и последователь идей Чернышевского опять выступил в силу обстоятельств не столь однозначно. «Как вообще тут оказалась эта кокотка в карете?» — вопрошал знаменитый художественный критик Владимир Стасов. И картину выставили на выставке исключительно учитывая заслуги самого Крамского и его организаторские способности.

В личной жизни он был вполне верен своим взглядам на жизнь, в которых не обращал никакого внимание на мнение общества. Например, он женился на «падшей женщине» Софье Прохоровой, которая раньше сожительствовала с уже женатым живописцем Поповым. Тот вскоре укатил с законной женой за границу, а Софья осталась без средств к существованию. Её выручил Крамской, которому на тот момент было 22 года. Она стала его законной женой, родила шестерых детей, из которых выжили лишь двое и всю жизнь была неразлучна с Иваном Крамским. Впрочем, сам художник считал, что личное счастье нечто второстепенным, не «заполняющим жизнь».

Лунная ночь

Постепенно, особенно после написания портретов Александра III и его супруги от Крамского отвернулись все бывшие друзья-передвижники. Они считали его продавшимся самодержцу, предавшим их интересы, погрязшим в роскоши, особенно ставили в вину любовь к красным чулкам для своей жены. «Дайте мне год творческой жизни», — просил он у Третьякова. Но кто же ему даст этот самый год, учитывая потребности Крамского?

Безутешное горе

Уже в 50 лет Крамской выглядел уставшим, изнеможённым стариком. У него начались серьёзные проблемы с сердцем, а чтобы унять боль по рекомендации тогдашних врачей активно применял морфий и продолжал писать портреты по 5–6 часов в сутки. Он и умер во время работы, когда работал над портретом доктора Карла Раухфуса. Тот, несмотря на все свои знания помочь уже ничем не мог. Так и закончился жизненный путь Крамского, талантливого художника так и не сумевшего творить во имя чистого искусства.


На сайте онлайн галереи artAlebrio.com каждый посетитель может приобрести картины, графику, фотографию созданные как профессиональными так и начинающими мастерами. Также посетители нашего сайта имеют возможность ознакомиться с актуальными выставками и арт ярмарками.

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram, LiveJournal

автор статьи Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!