Социалистический реализм — художественное направление в котором писали советские художники, преимущественно с 1930 до конца 1980 годов. Именно тогда он был объявлен единственно верным художественным направлением, всевозможные творческие модернистские эксперименты, которыми увлекались художники после революции и в 1920 годах если не запретили, то особо и не приветствовали. Авангард, супрематизм, в котором творил Казимир Малевич и работы Марка Шагала были объявлены несоответствующим задачам, стоящими перед советскими художниками. Даже Казимир Малевич с 1932 года стал писать портреты преимущественно в реалистическом ключе.
Казимир Малевич. Портрет ударника.
Соцреализм оставил большой след в российском искусстве, было немало отличных советских художников, писавших замечательные картины, как, например, Аркадий Пластов, Александр Дейнека, Константин Юон, Юрий Пименов и многие другие. Их полотна самобытны, оригинальны, у каждого из них была своя манера написания картин и свои излюбленные темы. Но все они в основном работали в стиле соцреализма, поскольку в ином художественном направлении в Советском Союзе добиться признания и известности было просто невозможно. Можно было лишь писать «в стол», с незначительной надеждой, что картины, если они не очерняют советскую действительность и не слишком авангардные, например, пейзажи в стиле импрессионизма когда-нибудь представят на незначительной региональной выставке.
Рассмотрим основные отличительные признаки соцреализма и картин, выполненных в подобном ключе.
Искусство должно быть понятно простому народу и не оставлять пищи для сомнений в правильности выбранного пути. Именно этому завету и следовали художники-соцреалисты. Их работы чем-то напоминают сюжеты передвижников, например, Ильи Репина или Василия Перова. Но сюжеты, заданные передвижниками, часто имели большую продолжительность во времени и представляли собой традицию изобразительного повествования, больше характерного для литературы. Работы же соцреалистов, особенно в ранний период — до 50 годов XX века, не отличались длительностью повествования — должно быть сразу понятно, что будет с положительными героями, и что их дело правое, а следовательно, они безоговорочно победят. Было чёткое разделение на своих и чужих, особенно поощрялись картины на революционные сюжеты и тут уж сомнений быть не должно. Художники всеми доступными способами, например, распределением теней и общим посылом картины показывали, что победа безоговорочно будет за коммунистами или рабочими, как на картинах Бориса Иогансона.
Борис Иогансон. Допрос коммунистов.
Впоследствии, когда идеологически требования несколько ослабли, художники стали больше обращаться к бытовым сюжетам, и тут они стали более литературные, не случайно по знаменитой картине «Опять двойка» Фёдора Решетникова в школе писали сочинение.
Федор Решетников. Опять двойка.
Соцреалисты часто писали картины, где изображали торжественные шествия трудящихся или физкультурников. Особенно много таких картин появилось в 1930-е годы, как, например, полотно Александра Дейнеки «Стахановцы».
Александр Дейнека. Стахановцы.
Возможно, именно из-за таких полотен Дейнеку впоследствии стали называть «плакатным ремесленником» забывая, что были у него и совершенно изумительные картины, написанные от души, а не по соцзаказу, в которых не было ничего плакатного и идеологического. Но как у нас любят по вынужденным произведениям искусства судить о творчестве художника в целом.
А ещё советские художники писали торжественные выходы вождей к народным массам, как, например, на знаменитой картине Герасимова «Ленин на трибуне» 1930 года.
Александр Герасимов. Ленин на трибуне
Правда, иногда советские вожди, когда попадали в опалу, исчезали с картин. Так на полотне Владимира Серова «В. И. Ленин провозглашает советскую власть на II Съезде Советов» Сталин после XX съезда и объявления Хрущёвым «культа личности Сталина» был закрашен.
Владимир Серов «В. И. Ленин провозглашает советскую власть на II Съезде Советов»
На картинах соцреалистов, иногда в ущерб правде жизни, наличествовали величественные панорамы — примером может служить картина Мартироса Сарьяна «Колхоз села Кариндж в горах Туманяна».
Мартирос Сарьян Колхоз села Кариндж в горах Туманяна
Художники изображали и тучные хлеба, сулящие богатый урожай, как на полотне Виктора Карруса «Хлеб государству».
Виктор Каррус. Хлеб государству
Даже люди на картинах соцреалистов больше напоминали мускулистых атлетов, особенно в этом преуспели Александр Самохвалов и Александр Дейнека. Так «метростроевцы» Самохвалова похожи скорее не на обычных девушек, а на древнегреческих богинь, если бы их писал Рубенс.
Александр Самохвалов. Метростроевка со сверлом
В Советском Союзе были свои герои — партийные работники, революционеры, видные учёные, чьи работы не противоречили советской идеологии, поскольку, например, генетика была объявлена лженаукой, деятели культуры и, разумеется, простые рабочие и крестьяне. Соцреалисты часто писали их портреты — иногда именные, когда героем становился известный человек, как на картинах Александра Герасимова «Портрет балерины Лепешинской».
Александр Герасимов. Портрет балерины Лепешинской.
А чаще писали портреты обычных людей труда и тогда не было необходимости заострять внимание на их чертах лица и фигуре и писать их правильно, можно было что-то приукрасить ради большего пропагандистского эффекта. Потому и девушки на картинах соцреалистов сплошь мускулистые, крепкие, энергичные и готовые к труду, напоминают героев плакатов, как на картине «Крановщица» Павла Григорьева-Савушкина.
Павел Григорьев-Савушкин. Крановщица
Впрочем, позднее, уже в 80-ые годы стала преобладать правда жизни и рабочие стали напоминать реально существующих людей. Примером может служить картина Вячеслава Варнашова «Крановщик Кузьмин».
Вячеслав Варнашов. Крановщик Кузьмин
Постепенно идеологическая направленность соцреализма стала ослабевать, нужны были и лирические бытовые картины, показывающие обычную жизнь советских людей и красоту природы. Стали востребованы и импрессионистские пейзажи — на них уже перестали глядеть как на нечто совершенно чуждое советской художественной школе, потому и на выставках стали появляться замечательные картины Игоря Грабаря, который умел изумительно писать русскую зиму. Даже Александр Герасимов, которого некоторые искусствоведы называли «придворным сталинским художником», писал цветочные натюрморты и дачные террасы. После Второй мировой войны появилось много лирических картин, например «Письмо с фронта» Александра Лактионова.
Александр Лактионов. Письмо с фронта.
А ещё соцреалисты стали писать детей, как на картине Фёдора Решетникова «Прибыл на каникулы», или удивительно жизнерадостном полотне Татьяны Яблонской «Утро».
Татьяна Яблонская. Утро
Стали даже писать обнажённую натуру, если только она не была излишне пошлой и выглядела естественно, примером могут служить полотна Дейнеки «Купальщицы» или Аркадия Пластова «Весна».
Аркадий Пластов. Весна.
Соцреалисты оставили огромный след в истории советской живописи, многие из картин, написанных ими, были выдающимися произведениями искусства, которые восхищают любителей живописи и сейчас, особенно если они лиричны и не служат только пропагандистским целям.
Приобщиться к миру прекрасного и инвестировать в вечные ценности можно на сайте галереи artalebrio.com Пообщаться с автором и купить картину без посредников на сайте галереи.
Мы в соц. сетях
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи