Борис Кустодиев (1878–1927) — русский художник, который любил работать в жанре портрета-картины, когда внутренняя сущность человека, его характер раскрывается через обстановку комнаты или пейзаж. Иногда Кустодиев писал и небольшие жанровые сценки, смысл которых — в лучшем раскрытии характера главного персонажа. А ещё его картины красивы и декоративны, яркие, красочные, жизнерадостные. Они практически идеальные варианты для создания с них лубочных картинок. Их вполне можно повесить в гостиной — с некоторыми критическими полотнами Перова и Репина это сложнее.
Купчиха за чаем
Но глядя на эти жизнерадостные картины, сложно поверить, что в жизни Кустодиева трагедий было немало — у него умер годовалый сын, а сам Кустодиев долго и тяжело болел. Да и критики его картины иногда нещадно ругали, «малограмотные лубки» — вот лишь одно из самых, относительно мягких, их определений картин Кустодиева.
Масленичные гуляния
Но наперекор всему Кустодиев писал так всегда — весело и ярко, купчихи на его картинах пышностью форм и яркостью румянца вызывали неподдельную зависть у Петербургских барышень, хоть и тщательно скрываемую. Масленичные катанья на лошадях, торг на Вербное воскресенье — словно Кустодиев на своих картинах пытался возместить радость, которой ему так не хватало в обычной жизни. О трагической судьбе певца радости Кустодиева мы и поговорим в этой статье.
Борис Кустодиев. Автопортрет.
Родился Борис Кустодиев в Астрахане, мама очень хотела, чтобы он пошёл по стопам отца и стал священником, а маленький Боря не мог, да и не хотел противиться её желанию. Потому он и окончил духовное училище, стал учиться в семинарии, но вскоре увидел картины передвижников Перова, Серова и Шишкина и понял — ничем, кроме живописи, заниматься ему не хочется.
Захотел поступить в Московское художественное училище, но когда Борис наконец-то приехал в столицу, ему было 18 лет — слишком зрелый возраст для ученика. Потому поступил в Петербургскую академию художеств. Но это было не лучшее время — учителя, сплошь академисты, не отличались бо́льшим педагогическим даром, научить писать по-новому, они не могли, да и не хотели. Но потом на их место пришли передвижники, в частности, Илья Репин — вот у него Кустодиев учился с бо́льшим удовольствием.
Вскоре Борис уже делает первые успехи — сумел продать картину «Постановка натуры в мастерской Ильи Репина» за вполне приличные по тем временам деньги — 16 рублей. Он сразу же докладывает об этом успехе своей маме, та рада за него, но предупреждает, чтобы Борис «не увлекался натурщицами».
Постановка натуры в мастерской Ильи Репина
Лучше всего Кустодиеву удавались портреты, в частности, Ивана Билибина — за него ему вручили малую золотую медаль. Потом была работа над эпическим полотном «Торжественное заседание» — Илья Репин, кисти которого оно принадлежит, привлёк к его написанию Кустодиева и Куликова, а впоследствии писал: «во время этой работы из учеников они выросли в настоящих художников».
Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года
Но в Петербурге Кустодиеву не нравиться, он отчаянно тоскует по ярким краскам провинции, а потому использует любую возможность, чтобы уехать из Петербурга. В одной из таких поездок он познакомился с Юлией Прошинской, которая впоследствии стала женой художника.
Лучшее время для Кустодиева началось с начала 1900 годов. Его, к сожалению, не сохранившаяся, картина «Базар в деревне» была награждена золотой медалью, а главное — он получил оплачиваемую пансионерскую поездку в Европу. И Кустодиев с семьёй отправляется в Париж — главный город для всех художников в то время, где творили импрессионисты Эдгар Дега, Клод Моне, Пьер Ренуар и многие другие.
Вербный торг на Красной площади.
После знакомства с импрессионистами Кустодиев стал писать картины в более светлых тонах, во многом именно тогда сформировался его знаменитый «лубочный» стиль. Потом была Испания, где Кустодиеву очень понравились работы испанских мастеров: Веласкеса, Франциско Гойи и других, но ужаснула коррида и картины, выставленные в музее современного искусства. «Бездарная мазня» — вот вердикт Кустодиева.
Вернувшись домой, он вновь продолжил писать свои картины. Поддавшись умонастроению студентов и творческой интеллигенции в то время, нарисовал несколько политических карикатур для журналов, но когда получил заказ от царской семьи на написание портрета Александра первого, то думал недолго — быть придворным художником куда выгоднее, нежели карикатуристом, и к тому же можно рассчитывать на дорогие заказы.
Портрет Александра первого
А в 1907 году у Кустодиева стала проявлять себя опухоль спинномозгового канала. Нужна была радикальная операция и стал вопрос, что оставить подвижными — руки или ноги. «Художник без рук жить не сможет» — заявила его жена, сам Кустодиев в это время был без сознания и готовился к операции.
Русская Венера
И Кустодиев не сдался, продолжил писать вопреки всему. Прикованный к инвалидному креслу, он создаёт свои самые яркие, красочные картины, словно бы пытался раствориться в мире своего искусства, не думать об унылой действительности. И почему Кустодиев пишет так празднично — вот и простой ответ. Он был очень сильным и волевым человеком, всецело преданным творчеству — а иначе бы давно вместо написания картин поддался отчаянию и пьянству, как Саврасов, или бы сошёл с ума как Павел Федотов.
В 1927 году Советское правительство выделило деньги на лечение художника — нужно было повести дорогую операцию в Германии. Но сам Кустодиев до неё уже не дожил.
Купить картину, графику, фотографии или малотиражные печатные издания, уникальные товары рукоделия на сайте галереи artalebrio.com
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи