ru
ru
Главная | Арт-журнал | Мане, Моне - какая разница?!
Назад
Мане, Моне - какая разница?!

Мане, Моне - какая разница?!

Поделиться в соц сетях:

Путаница с фамилиями Мане — Моне (Manet — Monet) — самый очевидный повод поговорить о двух непохожих художниках, которые оказались в одно время, в одном городе, на одной большой выставке, рассорились, а потом стали близкими друзьями. И тем более, история их знакомства началась как раз таки с путаницы.

Клод Моне и Эдуард Мане
1. Клод Моне, как и Эдуард Мане, родился в Париже, только на 8 лет позже. Первый был выходцем из семьи бакалейщика и должен был перенять дело отца и управлять лавкой. Второй (Мане) - родился в богатой семье, 8 поколений мужчин в роду Эдуарда Мане были судьями и адвокатами, продолжая дело предков и сменяя друг друга в почетных креслах Дворца правосудия., но отстоял свое право на холст и краски. Он всегда любил рисовать людей, лица. Делал это довольно реалистично, до сих пор некоторые искусствоведы настаивают, что его не стоит причислять к импрессионистам. Эдуард был значимой фигурой в мире живописи, его уважали, но настоящее признание он получил незадолго до кончины, благодаря картине «Бар в "Фоли-Бержер".


Мане. Бар в Фоли Бержер.

Сегодня

Путаница с фамилиями Мане — Моне (Manet — Monet) — самый очевидный повод поговорить о двух непохожих художниках, которые оказались в одно время, в одном городе, на одной большой выставке, рассорились, а потом стали близкими друзьями. И тем более, история их знакомства началась как раз таки с путаницы.

Клод Моне и Эдуард Мане

1. Клод Моне, как и Эдуард Мане, родился в Париже, только на 8 лет позже. Первый был выходцем из семьи бакалейщика и должен был перенять дело отца и управлять лавкой. Второй (Мане) - родился в богатой семье, 8 поколений мужчин в роду Эдуарда Мане были судьями и адвокатами, продолжая дело предков и сменяя друг друга в почетных креслах Дворца правосудия., но отстоял свое право на холст и краски. Он всегда любил рисовать людей, лица. Делал это довольно реалистично, до сих пор некоторые искусствоведы настаивают, что его не стоит причислять к импрессионистам. Эдуард был значимой фигурой в мире живописи, его уважали, но настоящее признание он получил незадолго до кончины, благодаря картине «Бар в "Фоли-Бержер".

Мане. Бар в Фоли Бержер.

2. Клод Моне не любил ходить в школу и постоянно прогуливал занятия. Рисовать он научился самостоятельно. Особенно ему нравилось делать карикатуры на знаменитых людей Гавра — городка, куда он переехал с родителями. Известность ему принесло именно это, даже появились свои клиенты. После Моне начал заниматься рисунком под руководством Давида Жака-Франсуа Ошара и познакомился с пейзажистом Эженом Буденом. Родители были не в восторге от выбора сына и не желали, чтобы он стал художником, но тем не менее мастер уехал в Париж, где продолжил активно двигаться в выбранном направлении.

Эдуард Мане подавал документы в мореходную школу, но дважды провалил экзамены (сказалась общая малообразованность Мане). Так его семье пришлось смириться с увлечением сына живописью.


Маленький театральный пантеон Клода Моне.

3. Клоду Моне советовали поступить в мастерскую Тома Кутюра, но он отверг эту идею и занимался некоторое время в мастерской Глейра, где познакомился с художниками Ренуаром, Базилем и Сислеем.

Эдуард Мане, напротив, поступил в мастерскую классической живописи Тома Кутюра и проучился там шесть лет. Но, недовольный засилием академизма, постоянно вступал в споры с учителем.

4. Оба живописца любили одно кафе "Гербуа", где частенько виделись, только Мане стал идейным лидером художников и литераторов новой формации, которых пресса прозвала батиньольцами, а Моне — одним из членов "банды Мане", куда также входили писатель Эмиль Золя, фотограф Надар, поэт Захари Астрюк, художники Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Поль Сезанн, Альфред Сислей.

Балкон. Эдуард Мане.

Парижский салон

В 1859 году Мане решил, что его художественное образование завершено, и принял решение выставляться в Парижском салоне, престижной ежегодной парижской выставке. Она стала одной из самых скандальных и эпохальных за все триста лет существования. И виноват в этом был Эдуар Мане. Он искренне рассчитывал на признание, медаль и славу, отправляя на главную французскую выставку свою новую картину «Олимпия». И проходя в день торжественного открытия по Дворцу промышленности, действительно слышал со всех сторон поздравления и одобрительные отзывы. Но при чем тут, черт возьми, пейзажи! Почему его хвалят за какие-то марины? Мане в бешенстве. Оказывается, какой-то выскочка использовал похожую фамилию, явно для того, чтобы заработать денег на его, Мане, славе. Рядом с его «Олимпией» и «Поруганием Христа» висели два пейзажа никому не известного Клода Моне, который в этом году дебютировал в Салоне.

Впечатление. Клод Моне. 1872

Так как же отличить картину Моне от Мане?

Если вы не помните названий конкретных произведений Мане и Моне, то отличить двух мастеров можно по нескольким простым деталям и по принципу «Мане — люди, Моне -пятна и пейзажи» или хотя бы благодаря интернет-мемам. Но даже зоркий и продвинутый завсегдатай музейных сайтов, железно запомнивший, кто написал «Олимпию», а кто «Мост в Аржантее», возьмет и растеряется, пытаясь определить, где же «Большой канал в Венеции» Моне, а где «Большой канал в Венеции» Мане.


Большой канал в Венеции. Клод Моне. 1908


Большой Канал в Венеции (Голубая Венеция). Эдуард Мане. 1874

1. Творчество Мане оказало на Моне огромное влияние. Картина "Завтрак на траве", которую в 1863 году Эдуард выставил в Салоне Отверженных, побудила Клода нарисовать многочисленные этюды и вариации на эту тему. На каждой из них изображены люди. У Мане акцент идет на персонажах — мужчинах и полуголых женщинах, а у Моне — на природе, она прорисована детально, а вот лиц не различить.


Завтрак на траве. Эдуарда Мане.


Завтрак на траве. Клода Моне

2. Эдуард Мане, в отличие от Клода Моне, был ближе к реализму, некоторые искусствоведы считают, что он пользовался импрессионистскими приемами и техниками, но в целом оставался реалистом или, скорее, был универсалом. Мане не участвовал ни в одной из восьми импрессионистских выставок, хотя стал идейным вдохновителем и защитником нового течения. Клод Моне, напротив, был основоположником и ярким представителем импрессионизма, совместно со своими друзьями разработал основные принципы и техники работы на пленэре, ввел серийность работ и выбранному стилю никогда не изменял.


Работы из серии со Стогами сена. Оскар Клод Моне

3. Самый простой способ определить, нарисовал картину Моне или Мане – это обратить внимание на ее сюжет: Клод чаще писал пейзажи, а Эдуард – людей. Но это правило сложно назвать точным, так как у обоих живописцев есть полотна как с человеком, так и без него.

Если вы можете отметить реалистичность изображения, линии четки, краски контрастны — то это тоже, скорее всего, Мане. Полотна Моне будто в дымке, слегка размыты. Картина нарисована "пятнами", короткими мазками? Смело ставьте на Моне.

4. Моне в первую очередь интересовал цвет и его влияние на эмоции зрителя. А вот у Мане важное место занимает объем.


Стирка. Эдуард Мане.

5. Эдуард предпочитал более резкие, темные, контрастные цвета. На его холстах можно встретить черный, белый, красный, синий. Моне же выбирал нежные, пастельные, иногда яркие тона сиреневого, всех оттенков зеленого, голубого, оранжевого.


Женщина с зонтиком (мадам Моне и ее сын). Клод Моне. 1875.

Как запомнить имена?

Существует довольно забавный способ запомнить имена этих двух живописцев, например, если в фамилии есть "О", то эта буква будет и в имени – Клод Моне, то же с "А" – Эдуард Мане.


Поклонникам импрессионизма и пейзажной живописи стоит обратить внимание на аукционы картин, которые регулярно проводятся нашим аукционным домом sevenArt.CLUB. На просторах онлайн галереи artAlebrio.com вы можете познакомится с большим количеством работ современных авторов различных направлений. Заказать понравившийся экспонат на сайте галереи или напрямую у автора. Создай свою коллекцию!

Подписывай на нас в соц. сетях FB, VK, instagram, Telegram, Дзен

Назад
Поделиться в соц сетях:
Товар добавлен в корзину!