ru
ru
Главная | Арт журнал | Кто были прототипами бурлаков на знаменитой картине Ильи Репина?
Назад
Кто были прототипами бурлаков на знаменитой картине Ильи Репина?

Кто были прототипами бурлаков на знаменитой картине Ильи Репина?

Поделиться в соц сетях:

Илья Репин (1844—1930) — русский художник, мастер жанровой композиции и портрета. За свою долгую жизнь Репин написал немало выдающихся картин, но именно картина «Бурлаки на Волге» была признана многими художественными критиками и простыми любителями искусства лучшей. Про эту картину всё знают ещё со школы, но в статье мы постараемся по-новому приоткрыть некоторые моменты её создания и постараемся разобраться, кто были реальными прототипами бурлаков и почему она считалась безоговорочным шедевром?

Бурлаки на Волге

Илья Репин написал «Бурлаков на Волге» в самый расцвет творческих и физических сил — 30 лет. После них было ещё множество картин, и такие шедевры как «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван Грозный и сын его Иван», «Не ждали», но именно бурлаки в основном и ассоциируются с Репиным. Спроси даже самого невежественного человека: «что написал Репин», и получишь правильный ответ, правда, хорошо бы при этом ещё не получить по репе за дурацкие вопросы :)

Полотно было известным всегда — и до революции 1917 года, и в Советском Союзе. Тогда оно было объявлено истинно пролетарским, поскольку отображала суровый труд бурлаков и бросало тень на порядки XIX века, заставляющие людей браться за такую запредельно тяжёлую работу на износ. Репродукции печатали, где только можно — выходило множество календарей, марок, открыток с этой картиной. Школьники писали по ней сочинение, учителя говорили, что уж в Советском Союзе такого быть не может и мы им искренне верили.

Вообще, Репин не был первопроходцем в данной теме. Бурлаков до него писали многие художники. Например, замечательный пейзажист Алексей Саврасов, автор той самой знаменитой картины «Грачи прилетели». Жаль только, что он сильно увлёкся спиртным и умер от пьянства. О четырёх времена года в жизни Саврасова, вы можете прочитать на нашем канале. Но Саврасов в этой картине писал в своей манере — великолепно прорисованное небо, привычный волжский пейзаж и бурлаки как часть пейзажа, не более. Детальной прорисовки бурлаков и акцентирования на них внимания как у Репина нет и в помине.

Не надо думать, что бурлаки ходили исключительно на Волге и это типично русское явление. Нет, их труд широко использовали даже в просвещённой Европе и есть несколько картин европейских художников по этой теме.

Телемако Синьорини. Бурлаки. 1864 г.

Например, итальянский художник Телемако Синьорини написал пятерых бурлаков с видимым усилием тянущих баржу или корабль — на картине определить невозможно. Зато изображён на заднем плане хорошо одетый гуляющий господин с маленькой девочкой. Они, как видимо, должны были показывать контраст между богатыми и бедными, вынужденными браться за такую проклятую работу. В XIX веке проблема социального неравенства волновала многих живописцев и просвещённых людей не только в России.

Репин тоже задумал на картине с бурлаками поместить несколько прогуливающихся дачников, и осуществи он задуманное, протест на картине относительно существующего порядка вещей в Российской Империи выглядел бы куда основательнее. Кстати, к написанию полотна его подтолкнули увиденные им в 1868 году бурлаки на Неве, тянущие тяжёлую баржу, и прогуливающие неподалёку от них весёлые, празднично одетые дачники. Контраст был впечатляющим, именно его и хотел изобразить Репин. Но Репина отговорил от подобного шага художник Фёдор Васильев, которого многие любители живописи знают по отличному полотну «Мокрый луг»

Фёдор Васильев. Мокрый луг

Бурлаков Репин писал долго и мучительно. Известно, что в 1870 году, спустя два года напряженной работы Бурлаки на Волге увидели свет, были показаны на выставке и закономерно получили медаль. А дальше Репин начинает переделывать картину заново, на том же самом холсте. Именно поэтому тот самый вариант 1870 года мы никогда не сможем увидеть. Чтобы закончить «Бурлаков на Волге», Репин даже отказывается от поездки в Европу, которую оплачивала Академия Художеств, вернее, вместо 6 лет путешествует по Франции и Италии, знакомиться с лучшими произведениями искусства этих стран лишь три года. Редкое исключение — обычно художники пользовались подобным правом по полной.

Но для Репина творчество было важнее. Кстати, бурлаков он писал и в 1872 году, картина называется "Бурлаки, идущие вброд", она храниться в Третьяковке.

Илья Репин. Бурлаки, идущие вброд. 1872 г.

Была и ещё одна картина Репина по этой теме — «Бурлаки, идущие через бурелом», но художник её уничтожил после критики Шишкина, которому очень не понравились недостаточно реалистичные деревья на берегу. А вот эскизов и набросков к основной картине было огромное количество, многие из них сохранились и представляют вполне законченные произведения, написанные настоящим мастером.


Эскиз к картине Бурлаки на Волге

Так-то даже эскизы Репина к Бурлакам на Волге сейчас наверняка стоят огромные деньги, а стоимость самой картины даже не обсуждается, хочется верить, что её никто и никогда не продаст, поскольку она является национальным достоянием.

Репина считают защитником слабых и угнетённым — подобный вывод публика и художественные критики сделали из его работы. Особенно подтолкнул их к нему изображённый на заднем плане пароход — вот кто должен возить тяжёлые баржи, а не люди. Да и сами бурлаки выглядят оборванцами, неспособными купить нормальную одежду — на самом деле было не так, труд бурлаков хорошо оплачивался и люди сознательно были готовы на него. Хотя были среди бурлаков пьяницы, бродяги, просто гулящие люди, которые потом в кабаках за неделю пропивали всё заработанное, а потом вновь напяливали на себя лямку и шли бечевой, запевая одну бесконечную, как Русь, песню.

Довершал картину идеалистический пейзаж, яркое солнце и безоблачное небо — живи и радуйся, а вот приходится изо всех сил тащить ненавистную баржу.

Хотя сам художник честно говорил, что когда разговаривал с бурлаками, то не слушал их жалобы на тяжёлую жизнь. Репину были интересны их типажи, лица и позы, а не суровая судьба.

Но в Советском Союзе об истинных мотивах художника старались не думать. Картина идеально иллюстрировала угнетение буржуазией простого народа, а потому была очень востребованной, а самого Репина несколько раз приглашали переехать в Советский Союз из эмиграции.

Бурлаки на Волге. фрагмент.

У каждого бурлака на картине есть свой реальный прототип. На переднем плане бурлак Канин — человек 45 лет с умным и волевым лицом. Он предводитель артели, ходит в бурлаках уже 10 лет, досконально знает береговую линию. Репин писал, что Канин похож на угодившего в плен и рабство древнегреческого философа — ну никак не должен по своим способностям человек заниматься подобной работой.

Справа от Канина — моряк Илька. Человек угрюмый, пьяница, но хорошо знакомый с подобной работой и добросовестный трудяга. Хотя в обычной жизни с таким лучше дела не иметь. Слева — здоровущий детина, которому нет ещё и 40 лет, самый сильный в ватаге. Зимой он зарабатывает на кулачных боях, являясь профессиональным бойцом, а в межсезонье, когда нет крупных ярмарок, плетётся с бурлаками. Его ставят впереди, хоть опыта подобной работы у него маловато, зато силы с избытком.

Долговязый мужчина с трубкой наверняка из крестьян — он одет лучше всех, да и в работе не усердствует, налегает на лямку вполсилы. Бурлачество для него лишь временный заработок.

Хуже всего приходится мужику лет 60 за крестьянином с трубкой. Он похоже болен чахоткой, а тяжёлый труд способствует течению болезни. Но делать нечего — жить на что-то нужно. Хотя это наверняка его последний сезон на Волге, дальше или смерть, или нищенство на паперти.

Бурлаки на Волге. фрагмент.

Особенно выделяется деревенский парень Ларька. У него единственного несколько отличная от других бурлаков поза — парень поправляет лямку, к которой никак не может привыкнуть. Почему он там оказался? Возможно, насмерть разругался с отцом, ушёл из дому и примкнул к бурлакам, а может осиротевшая семья отправила своего единственного кормильца на заработки.

Зато сзади Ларьки самый опытный в ватаге. Старик лет 65–70, но крепкий, не в пример чахоточному. Работа для него как привычная обязанность, все тонкости которой он знает, не случайно на ходу ухитряется скрутить самокрутку, даже кисет с табаком достал. Его и поставили за пареньком, чтобы присматривал.

Лица бурлака сзади их почти не разглядеть, но это, скорее всего, калмык.

Бурлаки на Волге. фрагмент.

За стариком тянет лямку солдат Зотов. Наверняка человек закончил службу, не смог толком приспособиться к гражданской жизни, увлёкся спиртным, вот и попал в бурлацкую неволю.

За солдатом единственный человек, чьё лицо изображено в профиль, а по характерному носу и одежде, можно предположить, что он с юга, скорее всего, грек.

И наконец, крайний бурлак, с низко опущенный головой, лица его не видно, но создаётся впечатление, что он бредёт из последних сил. Но наверняка это не так — последними ставили бурлаков хоть и слабых, но опытных, и задачей их было следить, чтобы бечева не задела за камни. Потому и поза такая понурая, хотя хуже всего приходится чахоточному бурлаку.


Картины со смыслом и загадками от современных художников можно найти на сайте галереи artalebrio.com Покупайте картины в коллекцию или в подарок напрямую у автора. Приглашаем все ценителей и любителей прекрасного на арт ярмарку в ARTPLAY.

Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен VK TG OK Youtube FB IG

автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!