ru
ru
Главная | Арт блог | Искусство в кармане - "Атласные" игральные карты, и мало известные картины Адольфа Шарлеманя
Назад
Искусство в кармане - "Атласные" игральные карты, и мало известные картины Адольфа Шарлеманя

Искусство в кармане - "Атласные" игральные карты, и мало известные картины Адольфа Шарлеманя

Поделиться в соц сетях:

В картишки любят перекинуться многие, и наиболее популярной колодой карт, знакомой ещё с детства стали «Атласные», нарисованные художником Адольфом Шарлеманем. Вот только он сам вряд ли был бы рад, что остался в памяти потомкам не как художник, работающий в «высоком» батальном и историческом жанре, а как автор колоды игральных карт, написанных исключительно для заработка. Но иногда история искусства складывается не без доли иронии, часто достаточно неприятной для самолюбия художника.

О том, почему батальные картины Шарлеманя так особенно никому не запомнились, и истории создания самой популярной колоды карт мы и поговорим в этой статье.

Во время правления Екатерины II многие способные, или не очень, но желающие подзаработать в далёкой и экзотической для них России иностранцы приезжали в нашу страну. Среди них был и француз Жан-Батист Боде-Шарлемань, работавший скульптором-декоратором. Дела в России у него пошли вполне успешно, потому он осел в нашей стране, женился, завёл двух сыновей, которые стали архитекторами. У одного из них — Иосифа Шарлеманя, родился сын, которого назвали Адольф — то есть герой нашей публикации. Вначале он учился в училище, организованном специально для иностранцев-лютеранцев, а потом в Петербургской Академии художеств у художника, специализирующегося на написании исторических полотен Фёдора Бруни. Но вскоре понял, что историческая живопись не то, чем он хочет заниматься всю жизнь — то ли дело батальный жанр.

Суворов на перевале Сен-Готард

Вот тут есть где разгуляться — красочные изображения различных эпизодов сражений, преимущественно связанные с Наполеоновскими войнами и различными эпизодами из жизни и военных подвигов выдающегося военачальника Александра Суворова были очень востребованы публикой и в особенности вышестоящим начальством и чиновниками, которые рассматривали подобные картины как возможность вдохновить молодёжь на очередные ратные подвиги во славу Отечества.

Торжественная встреча Суворова в Милане в 1799 году

Но и война в те годы была более живописной и оставляла больше простора для красочных и по-настоящему интересных картин, чем и пользовались художники. Тут важно было соблюсти нужный баланс между исторической достоверностью, желанием угодить начальству, которое зачастую и было основным заказчиком подобных картин и собственным творческим видением. Предназначались подобные картины показа в различных общественных местах, потому художники часто создавали масштабные полотна, благо для достоверного изображения эпизода той или иной битвы требовалось написать множество людей и показать сражение в виде развёрнутой панорамы.

Переход лейб-гвардии 6-й Донской батареи через Балканы. 1877 год

Но уже тогда некоторые художники писали сражения относительно достоверно и война там не только подвиги и красочные битвы, не прославление героев, а боль, кровь и страдание. И вот эти картины и запоминаются лучше всего — души в них куда больше, а напыщенного пафоса — меньше. В качестве примера хочется привести две картины разных художников, посвящённые белому генералу Михаилу Скобелеву.

Василий Верещагин. Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой

Картина Верещагина — явный протест против войны, показ её самых неприглядных сторон. И Скобелев на ней смотрится явно карикатурно. Но многим такой подход нравится больше — правда всегда лучше приукрашиваний, пусть даже она и очень горькая.

Н. Д. Дмитриев-Оренбургский. Генерал М. Д. Скобелев на коне

А вот картина Дмитриева-Оренбургского. Тут он в целом несколько выдерживает «правду жизни» — павшие есть и на этой работе, но общий тон бравурно-торжественный, солдаты и Скобелев празднуют очередную победу, а сам «белый генерал» картинностью позы напоминает изображение с пропагандистского плаката.

Так и работы Шарлеманя были ещё более бравурные и торжественные, они не оставляют ничего в душе, просто красивые картины, отлично смотрящиеся в общественных местах, для которых они и были написаны. Возможно, это просто особенность батального жанра, и требований, предъявляемых к нему в то время, но и Шарлеманю хотелось писать картины успешные, за которые можно получать звания, награды и оплачиваемые поездки за границу, и они не заставили себя долго ждать.

Ещё учась в Академии неоднократно награждался серебряными медалями, ездил на 6 лет во Францию и Германию как один из лучших учеников. Когда вернулся, писал картины, расписывал католические храмы и потолки в особняках богатых заказчиков.

Подрабатывал иллюстратором — были изданы произведения Пушкина, Лермонтова и Крылова с его рисунками. Сотрудничал с журналами — тогда выходило немало иллюстрированных изданий, и издатели были готовы платить за качественные рисунки хорошие деньги.


Петр II в Петергофе

Даже разрабатывал эскизы военных мундиров и тут наверняка очень помог опыт написания батальных полотен — нужно же знать какие мундиры носили солдаты и офицеры тех или иных войск и достоверно их изобразить.

В общем, настоящий художник-многостаночник, с готовностью берущийся за любую работу и выполняющий её на достойном уровне. Потому и ничего удивительного, что Шарлемань в 1862 году вызвался написать рисунки для игральной колоды карт.

Игральные карты «Атласные»

И тут у него всё получилось — благодаря очень лаконичному рисунку, в котором нет ничего лишнего. И в то же время каждая карта узнаваема и оригинальна. Это очень удобно для типографий — не нужно печатать сложные многоцветные изображения, каждая карта мгновенно определяется и запоминается игроками. Торжество рациональной лаконичности — вот что такое «атласная» колода карт Шарлеманя.

Впоследствии он сделал ещё несколько вариантов карт — игральные и пасьянсные, но в серию они так и не пошли.


Игральные карты авторства художника Шарлеманя

Да и честно говоря, «атласные» куда привычнее и кажутся более проработанными — всё же представление червового валета в образе шута, а пикового — менестреля вряд ли можно назвать самой удачной идеей. Хотя образы каждой масти продуманы в едином стиле, и в целом очень гармоничны.

Были ещё и дорожные игральные карты, меньшего размера, но сейчас вряд ли кто их помнит. Да и рисунок там более вычурный, не такой лаконичный, а обилие мелких деталей отчасти отвлекает от игры и не позволяет мгновенно идентифицировать карту.

Шарлемань совместно с художником Николаем Набоковым создал и облигации в «Русском стиле». Кстати, с казначейской палатой он сотрудничал свыше 30 лет, и нарисовал множество эскизов облигаций и кредитных билетов.

Наконец, в 1892 году вышли кредитные билеты достоинством в 5 рублей, на которых была изображена величественная и красивая женщина-императрица — аллегория России.


Кредитный билет достоинством в 5 рублей.

Умер Шарлемань в 1901 году и оставил после себя богатое творческое наследие. Возможно, не было у него выдающихся картин, перед которыми можно стоять долго в музее, зато таким объёмом, качеством и разнообразием созданным им рисунков мало кто может похвастаться. Да и колодой атласных карт мы пользуемся до сих пор — а это ли не показатель определённого таланта?


Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!