ru
ru
Главная | Арт журнал | Пустился под старость во все тяжкие. Огюст Роден, чьи скульптуры слишком поздно признали по достоинству.
Назад
Пустился под старость во все тяжкие. Огюст Роден, чьи скульптуры слишком поздно признали по достоинству.

Пустился под старость во все тяжкие. Огюст Роден, чьи скульптуры слишком поздно признали по достоинству.

Поделиться в соц сетях:

Франсуа Огюст Рене Роден (1840–1917) — великий французский скульптор, с которого и началась современная скульптура - он дал этому застывшему и признанному некоторыми искусствоведами устаревшим видом искусства новый толчок в развитии. Его скульптуры — натуралистичные, физиологически точные, но при этом очень чувственные, точно выражают эмоции. Роден словно бы заставляет скульптуры перерождаться из камня, показывает момент перехода из мёртвой глыбы неодушевлённого материала к человеческому телу во всём его великолепии. Тут впечатляет динамика рождения, благодаря новым художественным приёмам скульптуры Родена являются великолепными образцами модерна, но при этом не ушли в авангардность, сохранили всё очарование классических образцов.

Мыслитель

О великом французском скульпторе Франсуа Родене, с которого началась современная скульптура, мы и поговорим в этой статье.

Родену повезло получить признание ещё при жизни — у него появилась собственная огромная мастерская, где трудились свыше полусотни его помощников. И у каждого было своё дело — некоторые отливали гипсовые слепки, другие работали с мрамором и бронзой, были свои плавильщики и литейщики — то есть присутствовал полный цикл скульптурных работ. В мастерской могли сделать скульптуру любого размера — хотя вряд ли согласились бы на церетелевские масштабы, поскольку сам Роден в скульптуре ценил чистое искусство и выразительность, а не размеры. Зато только бронзовых копий знаменитой скульптуры «Поцелуй» было создано 319 штук по подсчётам дотошных искусствоведов и биографов Родена.

Поцелуй

И каждая его скульптура вполне достойна стоять в музее, а не только служить прибежищем для голубей, как некоторые работы одного скульптора, творившего намного позже, которыми так охотно украшали улицы Москвы.

Уже при жизни Родена решили создать музей его имени, газетчики и искусствоведы не жалели хвалебных слов в его адрес, а любые работы скульптора разбирали взлёт, несмотря на цену. Вот только всё это уже было слишком поздно — до 35 лет Роден был жалким подмастерьем, ремесленником, который даже не имел права ставить своё клеймо на скульптуре.

В молодости Огюст Роден был человеком бедным, возможно, потому так и не стал художником — не было денег на холст и краски, которые стоили дорого, не случайно многие художники, в частности, Михаил Врубель или Казимир Малевич иногда начинали писать новые картины на старых холстах, на которых уже было изображение. Кстати, знаменитый «Чёрный квадрат» как раз был написан на таком холсте.

Зато бумага и карандаши стоили дёшево и потому Роден в свои 15 лет просто скопировал на бумаге античные статуи. Он учился в Королевской школе искусств, откуда в основном выходили творческие ремесленники — помощники гравёров, ювелиров, рисовальщики географических карт, декораторы, резчики по дереву и камню. О большем в том учреждении и нельзя было мечтать, тем более Родену, который показывал поразительную неспособность к наукам. Он так и не научился толком читать, писал с нелепыми ошибками, а потому его и определили в ту школу — может быть хоть какой-то толк будет. Когда он её закончил, то решил продолжить своё обучение на более высоком уровне, но рисунки Родена никого не впечатляли и приёмная комиссия ему каждый раз отказывала.

Огюст Роден

Тогда он надумал учиться самостоятельно, вот только тот период затянулся на 20 лет. Работы было много — обычно он трудился по 10–12 часов в день без выходных, пытаясь хоть как-то обеспечить существование своей жене и сыну, а на себя уже денег не хватало. Он считался низкоквалифицированным мастеровым, и его работа оплачивалась по минимуму — таких как Роден много, а заказчики очень хорошо умели считать деньги.

Граждане Кале

Даже женщина, с которой он жил, не была его законной женой — хотя Роза Бёре искренне любила Родена, и когда он отсутствовал, закрывала мокрыми тряпками его скульптуры, чтобы избежать их растрескивания. Да редко, какая жена согласится жить в квартире, заставленной скульптурами и захламлённой формами для отливки. А ей ещё нужно было кормить и воспитывать сына, а от Родена чаще приходили письма типа: «сегодня я хотел тебе послать несколько франков, но заказов мало, потому и не могу этого сделать, надеюсь в дальнейшем мне повезёт».

Знала бы его жена, что дальнейшее произойдёт спустя много лет, когда Роден наконец сможет найти достойное место по изготовлению статуэток из бронзы. Работа вредная, тяжёлая и опасная — нужно иметь дело с расплавленным металлом, но зато хорошо оплачивалась.

Три тени

Свою первую мастерскую Роден организовал на улице, где он и жил, просто для того, чтобы отвлекаться ненадолго от основной работы и наконец посвятить себя чистому творчеству. А ведь нужно было ещё спать и уделять время семье, потому и работал там лишь пару часов в день, создавая свои удивительные скульптуры, до которых, впрочем, никому не было дела. Он даже не ходил в бары и кабаре, просто ему это было неинтересно — работа и творчество увлекали сильнее, так-то в отличие от Тулуз-Лотрека, Амедео Модильяни или Караваджо Роден был полностью зациклен на своей деятельности, что, впрочем, совершенно не мешало ему быть вполне довольным жизнью.

Вернувшись из Бельгии, где он 7 лет отливал скульптуры из бронзы, Роден мог себе позволить организовать первую настоящую мастерскую. В 1887 году он представил на парижском салоне свою скульптуру «Бронзовый век», которая вызвала самые противоречивые отзывы.

Бронзовый век

Родена обвинили, что он просто использовал слепок с мёртвого натурщика, а не создавал скульптуру самостоятельно. Пришлось позировавшему Родену солдату появиться перед жюри Парижского салона в обнажённом виде, чтобы входящие в его состав люди смогли удостовериться — Роден создавал скульптуру сам, вот и натурщик может всё это подтвердить. Идиотизм нарастал, о том скандале стали писать и говорить, что способствовало популярности доселе безвестного мастера. Вот только государство покупать эту работу не захотело, а рассчитывать на частные заказы скульптору было куда сложнее, нежели самому заурядному художнику.

Но наконец Роден получил основательный заказ от государства на монументальную шестиметровую входную дверь в Музей декоративного искусства.

А потом был грандиозная эпопея с главным делом его жизни — «Вратами Ада» над которыми Роден трудился целых 23 года.

Врата Ада

Для них были отлиты 200 фигур, изготовлены и уничтожены бесчисленное множество различных рисунков и набросков. Однако попутно некоторые фигуры для Врат Ада переросли в самостоятельные произведения, такие как «Мыслитель», «Поцелуй» и «Три тени». Кстати, ту работу Роден оставил себе — просто вернул государству аванс, наверняка ему было сложно расстаться с главным творением своей жизни.

Роден стал уже известным скульптором, видным преподавателем и однажды к нему в ученицы пришла очаровательная юная Камилла Клодель.

Камилла Клодель

Между учителем и ученицей вспыхнул бурный роман, и он был мучителен и прекрасен для Родена. Камилла желала быть только с ним — умница, красавица, муза и талантливый скульптор в одном лице. Но Роден чувствовал себя обязанным быть и с Розой Бёре, спутницей жизни на протяжении множества лет, потому ему приходилось разрываться между двумя женщинами.

А потом Роден, измученный нищетой и воздержанием, пустился во все тяжкие. Приобрёл виллу Брийан, благо денег у него было предостаточно, и заводил многочисленные, часто беспорядочные связи с женщинами. У него уже было всё — награды, в том числе ордена Почётного легиона, толпы поклонников, за его работы готовы были платить баснословные деньги, хотя он уже не создавал ничего нового, а просто повторял когда-либо созданное им. Потому и на недостаток в женского внимания уже не молодому скульптору было грех жаловаться. Вот только всем его новым пассиям нужны были в основном лишь его деньги, не случайно наутро он писал очередное завещание, где львиную долю своих капиталов переводил очередной молоденькой возлюбленной.

Умер Роден от воспаления лёгких в возрасте 77 лет, оставив после себя немало выдающихся скульптур и неразбериху с завещаниями.


Купить картину, уникальный подарок ручной работы вы можете на сайте маркетплейса artAlebrio.com

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram

автор статьи Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!