Иногда просто диву даёшься, как современные звёзды похожи на людей, написанных на портретах старых мастеров. Словно это были когда-то их далёкие предки и наконец, через много поколений уникальный набор генов нашёл своё отражение в знаменитостях, живущих в совсем иную эпоху и в ином месте. Хотя не исключено, что это просто совпадение, но какое-то совсем уж мифическое. В этой статье мы поговорим о портретах, персонажи на которых очень похожи на известных в наше время людей.
Художник Бартоломей Стробель писал портреты для некоторых европейских государей, в частности, Сигизмунда III и Фердинанда II. Должность придворного портретиста — практически вершина карьеры для художника в то время, однако престиж не всегда подразумевал достойную оплату. Потому приходилось ему подрабатывать, создавая портреты богатых помещиков и купцов, поскольку тем было очень лестно заказать картину у самого Стробеля, который ещё государя писал, а художник мог просить за свои работы приличные деньги. Правда, не всегда он их получал, как и случилось, когда Стробель написал портрет помещика Иоганна Вогта. Тот платить не захотел, возможно, считал всех художников обычными ремесленниками, которых можно и обмануть, не заплатив за работу, благо больше нужды в услугах Стробеля не видел.
Слева: Бартоломей Стробель. Портрет Иоганна Вогта (1628). Справа: Роберт Де Ниро
Однако интереснее поразительное сходство помещика из Польши, жившего в XVII веке и голливудского актёра Роберта де Ниро. Даже на правой щеке родинка похожая. Но откуда такое сходство? Некоторые историки предположили, что предки Вогта — выходцы из Италии, откуда родом и сам актёр. Так-то мир тесен, а все люди — братья — глядя на этот портрет, вполне можно уверовать в подобные утверждения.
В Лувре, многие современные школьники, которых привели на экскурсию, были рады наконец-то увидеть знакомое лицо — знаменитого репера Эминема. Правда, на табличке под статуей говориться, что это римский император Александр Север, но наверняка занудные служители музея, совершенно не разбирающиеся в нормальной музыке, что-то напутали.
Слева: Эминем. Справа: Голова императора Александра Севера (226−235 г.)
Хотя на самом деле сходство Эминема и Александра Севера потрясает и не оно не только внешне. Эминем признавался, что искренне верит в Бога, а Александр Север, даром что был римским императором, вполне терпимо относился к первым христианам. Оба они принимали участие и в реп-батлах, разумеется, следуя традициям своей эпохи. Про Энимена всё понятно, а Север отвечал на критику некоторых излишне ретивых гонителей христиан и вообще недовольных порядками и жизнью в Риме цитатами из трудов мудрецов и философов, переиначив их на свой лад в соответствии с требуемым ответом. Правда, с ним всё равно обошлись суровее чем сейчас принято отвечать на критику реперов — его убили недовольные римские легионеры, а спустя всего лишь 3 года он был официально признан «божественным» — высшая честь для человека, жившего в то время, всё равно что для репера записать платиновый альбом.
Знаменитый нидерландский художник Иероним Босх явно обладал даром прозрения и совершенно нетривиальной фантазией. Его лучшие картины, как, например, «Воз сена», которая показывает корень всего зла в этом мире, до сих пор не дают покоя исследователям и искусствоведам — слишком много скрытых смыслов, до конца так и не разгаданных, в них заложено. А ещё удивительно сходство персонажа на картине «Несение креста» с Владимиром Жириновским.
Иероним Босх. Несение креста
Тот персонаж был фарисеем — то есть представителем иудейского общественно-религиозного течения, по сути дела, противником Христианства. Фарисей считается синонимом слова лицемер, в общем, персонаж для Босха далеко не самый положительный.
Слева: Иероним Босх. Несение креста (фрагмент, 1510-е). Справа: Владимир Жириновский
Но с другой стороны, умные и богатые иудеи, обладающие определённым влиянием, во все времена были людьми значимыми, возможно, ими никогда не восхищались, но уважали и ценили за практическую сметку и умение распоряжаться деньгами. И не исключено, что у некоторых из них великолепно подвешен язык и говорить они могли убедительно и нетривиально на любые темы. Кстати, фамилия отца Жириновского — Эдельштейн, и до 18 лет будущий российский политик носил именно такую фамилию.
Удивительно и портретное сходство Киана Ривза и актёра Поля Муне, портрет которого написал в 1875 году французский художник Луи-Морис Буте де Монвель.
Слева: Луи-Морис Буте де Монвель. Портрет Поля Муне (1875 г.). Справа: Киану Ривз
Но и на внешности сходство не заканчивается. Ривз и Муне играли в пьесах Шекспира, Ривз увлекался музыкой и даже играл на бас-гитаре, а Муне учил студентов в консерватории и был награждён орденом Почётного легиона, который по значимости никак не меньше, чем именная звезда на Аллее славы, закреплённая за Киану Ривзом. Явно произошёл какой-то сбой в матрице:).
Существует удивительное сходство этого незаурядного предпринимателя, программиста и создателя Фейсбука и испанского короля Филиппа IV на портрете великого испанского художника Диего Веласкеса.
Слева: Диего Веласкес. Портрет Филиппа IV (1623 г.). Справа: Марк Цукерберг.
Правда, в отличие от Цукерберга, Филипп IV был человеком слабохарактерным и самым заурядным, государственным делам он предпочитал развлечения, причём часто далеко не всегда пристойные и безобидные, коим и предавался с 16 лет — возраста, когда он взошёл на престол, передав всю полноту власти графу Оливаресу. Но дела у того пошли неважно, особенно во внешней политике. Испания из самого влиятельного и богатого государства в Европе в то время превратилась в банкрота. Некоторые решения Оливареса вызвали и недовольство народа, например, запрещение проституции и организации прообраза современной полиции нравов. Нравы у испанцев были горячие, подобное ущемление своих законных прав на прелюбодеяние они не потерпели.
Так-то сходство между талантливым Цукербергом и бездарным королём Филиппом IV только внешнее.
Голландский художник Барен Фабрициус, брат Карела Фабрициуса — автора знаменитой картины «Щёгол», особой скромностью не отличался, потому и желал увековечить свой лик на автопортретах, которых написал немало.
Карел Фабрициус. Щёгол.
Особый интерес представляет его «Автопортрет в большой шляпе» где художник очень похож на короля поп-музыки Майкла Джексона.
Слева: Барент Фабрициус. Автопортрет в большой шляпе (1650 г.). Справа: Майкл Джексон
Правда, нос у Барена не испытал воздействие множества пластических операций, потому и выглядел нормально, но в остальном сходство налицо.
А вдруг? Мир всё же тесен, а все люди — братья? Или же... -"Не брат ты мне"...?
Купить картину, заказать портрет у современных художников можно на сайте галереи artalebrio.com.
Мы в соц. сетях
автор статьи Михаил Федорин
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи