ru
ru
Главная | Арт журнал | ​Секрет популярной картины Фабрициуса, о котором искусствоведы предпочитают стыдливо молчать.
Назад
​Секрет популярной картины Фабрициуса, о котором искусствоведы предпочитают стыдливо молчать.

​Секрет популярной картины Фабрициуса, о котором искусствоведы предпочитают стыдливо молчать.

Поделиться в соц сетях:

Карел Фабрициус (1622—1654) — нидерландский художник, которому не очень-то повезло в жизни. Он учился у Рембрандта и считается учителем Вермеера, то есть ученик в его случае явно превзошел учителя, и несколько затмил славу самого Фабрициуса. А ещё Фабрициус был ярым поклонником творчества Рембрандта, что неудивительно, — кому же подражать, как не своему прославленному учителю? Но сложно прославиться и полностью реализоваться как художник, когда живёшь в Золотой век голландской живописи — слишком велика конкуренция, слишком много других выдающихся живописцев. Потому о Фабрициусе несколько подзабыли.

Карел Фабрициус. Автопортрет, около

Впрочем, искусствоведы считают его творчество, а в особенности небольшую картину «Щегол» очень важными в развитии искусства, а вот широкой публике о Фабрициусе стало известно после издания романа Донны Тарт «Щегол». Роман стал достаточно популярным, и прочитавшие его, всерьёз заинтересовались творчеством этого художника, в частности, картиной «Щегол», которую сама Тарт считала недостающим звеном между полотнами Рембрандта и Вермеера. О том что в ней такого выдающегося и необычного, о новаторстве Фабрициуса и почему искусствоведы предпочитают стыдливо молчать о том, как создавалась эта картина мы и поговорим в данной статье.

Щёгол

На первый взгляд в этой картине ничего особенного. К стене прикреплён насест для птицы, на верхней перекладине которого сидит щегол, а чтобы он не улетел, на лапку надета цепочка, второй конец которой закреплён на насесте. Взглянешь, зевнёшь, пожмёшь плечами — что такого удивительного нашли искусствоведы в этой незамысловатой картине. Суть кроется в неприметных деталях, которых тут немало.

В Голландии в то время — XVII век, охотно держали щеглов, потому что они умели зачерпывать воду небольшим ковшиком и пить её. Разумеется, для этого требовались долгая дрессировка, но что ещё было делать скучающими долгими вечерами жителям Голландии, да и других стран — телевизора тогда не было, да и с развлечениями всё было хорошо только на королевском дворе или у самых богатых аристократов.

Спящий часовой

«Щегол» Фабрициуса — это картина-обманка. Они были популярны в Голландии, и служили своеобразным способом удивить пришедших гостей первым 3D-эффектом.

Правда у этой картины есть характерная особенность, выделяющая её из общего ряда других подобных работ. Щегол написан широкими небрежными мазками, однако очень мастерски наложенными, что создаёт иллюзию оперения. Фабрициус растушевал пальцами краску в некоторых местах, и это привело к появлению эффекта расфокусировки.

Щегол (фрагмент)

Щегол как будто сфотографирован фотокамерой, но немножко не в фокусе. В итоге он получился как живой, это не статичное изображение, а подвижная птичка, которая не может находиться без движения. «Движение — жизь» — этот лозунг, придуманный намного позже, Фабрициус и воплотил в своей картине.

И вот эти новаторские для того времени решения выделяют Фабрициуса среди прочих голландских художников, специализирующихся на картинах-обманках, которые были уверены, что картины должны быть чёткими и тщательно прорисованными, как, например эта, которую создал Ван Хогстратен.

Самуэл Ван Хогстратен. Натюрморт-обманка.

Как мы близко к ней не приблизились, с какого расстояния не рассматривали, ничего бы ни изменилось, а все предметы тщательно написаны.

Фабрициус обучался у Рембрандта целых три года и поначалу его картины очень походили на те, какие писал сам Рембрандт, но потом Фабрициус сформировал собственную манеру написания картин. Особенно явственно разница между художниками видна в портретах — Рембрандт предпочитал писать на тёмном фоне, он был мастером работы со светом на своих картинах, который как будто сочиться ниоткуда, потому и кажется несколько нереальным и волшебным.

Рембрандт. Автопортрет. 1669 г

Полотна Фабрициуса в этом отношении попроще, он предпочитал писать при естественном освещении, на светлом фоне, но отображал его очень реалистично и талантливо.

Однако в этом и показатель таланта — не стоит всё копировать у признанного мастера, нужно идти своим путём, быть истинным художником, а не подражателем, и хорошо, что Фабрициус всё это понимал.

Карел Фабрициус. Автопортрет. 1654 г.

Есть и ещё один секрет картин Фабрициуса, о котором искусствоведы предпочитают стыдливо молчать. Всё дело в том, что Фабрициус был фотографом, разуметься не в современном понимании этого слова, но он активно использовал камеру-обскуру при работе над своими картинами. Особенностями работы с ней Фабрициус мог научиться у Яна Вермеера — ведь не случайно он приехал из Амстердама, где в основном жил и работал, в Дефт, в котором жил Вермеер.

Техника достаточно проста, но оригинальна. Художник размещает позади себя линзу, в которой отражается нужный ему объект. Потом на специальный штатив устанавливает зеркальце, отражающие изображение в линзе. Зеркальце находится между глазами художника и холстом и задача его просто подобрать нужный цвет, который бы полностью соответствовал отражению в зеркале. Если это происходит, то граница между зеркалом и холстом, с той точки, с которой смотрит художник, сливается. Потом зеркальце перемещается и пишется следующий небольшой фрагмент. Работа требует огромного терпения, но картины получаются очень реалистичными.

Агарь и Ангел, ок. 1643-1645

Потому и отсутствие фокуса может быть просто особенностью линзы — при такой примитивной технике, что была в то время, всё это было в порядке вещей.

Однако искусствоведы не любят говорить об этом методе написания картин, считается, что это несколько уменьшает заслуги самих художников. Но при всём этом нужно учесть, что с линзами и зеркалом ещё нужно уметь работать, да и творческого начала там всё равно немало — требуется правильно выбрать композицию, мастерски работать с красками да и суметь написать правильный свет.

Фабрициус погиб рано — в 32 года и совершенно случайно. Он спокойно писал картины в своей мастерской, когда произошёл несчастный случай — взрыв порохового склада, разнёсший полгорода.

Эгберт Ван дер Пул. Вид Делфта после взрыва. 1654 г.

Мастерская Фабрициуса находилась неподалёку — художник он был молодой, ещё не самый известный и признанный, потому не мог выбрать лучшее и безопасное место, довольствовался тем, что есть. В мастерской было и немало его картин, которые ждали своих покупателей — всё это безвозвратно потеряно. Остались только 10 уже проданных Фабрициусом картин, в том числе и знаменитый «Щегол».


Купить картину от современных художников можно на сайте онлайн галереи artalebrio.com.

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram, LiveJournal

автор статьи Михаил Федорин

Назад
Поделиться в соц сетях:
Товар добавлен в корзину!