ru
ru
Главная | Арт блог | 5 причуд Михаила Врубеля, которые раскрывают характер этого художника
Назад
5 причуд Михаила Врубеля, которые раскрывают характер этого художника

5 причуд Михаила Врубеля, которые раскрывают характер этого художника

Поделиться в соц сетях:

Михаил Врубель (1856—1910 гг.) — русский художник-многостаночник работавший во многих жанрах изобразительного искусства: рисовал картины, преимущественно в направлении символизма, театральные декорации, монументальные росписи, создавал скульптуры, проявлял себя в графике и декоративных ремёслах.

Причуды Врубеля не менее интересны его работ, именно ему бы отлично подошла бы цитата Эдгара Дега: «художники — самые странные люди на свете, но им многое можно простить, поскольку некоторые из них гении, жаль только, что их так мало». Врубель и был странным гением-художником, в котором сочетались огромный талант — достоверно известно, что на создание отличного этюда, над которым другие художники, как, к примеру, Константин Горбатов, трудились около недели, Врубель тратил пару часов своего времени, и неприспособленность к реальной жизни.

Художество давалось ему легко и непринуждённо, проблема была не в мастерстве, а в характере Михаила Александровича, в его собственных демонах, с которыми он не смог справиться до конца жизни. О странностях великого художника мы и поговорим в этой статье.

Демон сидящий

1. Великолепный ученик, но плохой учитель

Врубель многому научился в Академии художеств и всю жизнь поминал добрым словом своего преподавателя Чистякова. Но вот сам он не мог никого и ничему научить, хотя и являлся отличным художником. Однажды он занимался реставрацией Кирилловской церкви и к нему напросился в ученики и помощники живописец Лев Ковалевский. Прельщённый его картинами он думал многому научиться у Врубеля. Но не сошлось. Врубель был диктатором и, по словам Ковалевского, требовал переделывать фрески в том виде и форме, которые понимал только он сам. Невозможно было залезть в голову Врубеля, понять все требования, что он предъявляет, и главное — Врубель ничего не объяснял на словах, а просто брал кисть и переделывал работу ученика в соответствии со своим видением. И возражений он не признавал, даже если, по мнению Ковалевского, Врубель всё только портил. Писать что-либо было бессмысленно, поскольку неизменно придёт Врубель и переделает всё на свой лад, ничего при этом не объясняя. Научиться у него чему-либо было невозможно.

Демон поверженный

2. Шрамы от безответной любви

Как-то жарким июньским днём Врубель вместе с художником Константином Коровиным, который благодаря своему лёгкому и общительному характеру смог подружиться даже с неистовым Врубелем, отправились купаться. Вот тут Коровин и заметил шрамы на груди Врубеля, не на шутку перепугался и спросил откуда они у него. Ответ Врубеля: «Я любил одну женщину, но она оказалась глуха к моей любви и пониманию меня как художника и человека, от невозможности объяснить ей свои чувства я очень страдал, но когда брал в руки нож и нанес порезы, мне становилось легче». Оказалось, что Врубель был безответно влюблён в Эмилию Прахову, которая была замужем за археологом Адрианом Праховым. Эмили, на свой взгляд, вполне разумно отвергла гениального, но достаточно нелюдимого и странного художника, предпочла жить со своим законным мужем, чем и подвергла Врубеля в такое уныние.

Царевна-лебедь

3. Живой покойник

Врубель и пунктуальность были несовместимы. Он был человеком порыва, увлекающимся, делал то, что ему захотелось здесь и сейчас, и не задумываясь о последствиях. Как-то со своим товарищем Самуилом Гайдуком они решили съездить в Венецию, чтобы ознакомиться с византийским искусством. Вот только Гайдук решил ехать отдельно от Врубеля, но условился, что в назначенный час они встречаться на месте. Прошло два дня, и Врубеля всё не было, встревоженный Гайдук начал искать потерявшего художника, проследил путь его следования и выяснил, что он всё это время гулял в Вене.

Но то были ещё цветочки. Как-то Врубель попросил у товарищей деньги на похороны своего отца. Те, разумеется, дали, и Врубель уехал. Но на следующий день к ним приехал, в поисках своего сына, отлично выглядящий для покойника отец Врубеля. Пришлось им врать пожилому человеку, что Михаил всерьёз увлёкся одной девушкой и отправился с ней на свидание, а когда будет неизвестно.


Богатырь

4. Художник-полиглот

Врубель был чрезвычайно одарён в умении изучать иностранные языки, так-то не будь он художником, вполне мог состояться как неплохой переводчик. Он мог целыми днями говорить по-французски с гувернёром своего друга и покровителя Саввы Мамонтова. Как-то Савва заинтересовался, о чём так увлечённо беседуют молодой художник и пожилой гувернёр и выяснил, что о последних трендах мужской моды в Париже и о лучших сортах шампанского. Впрочем, Врубель мог говорить на восьми языках, а болтовня с гувернёром для него был лишь способ получше попрактиковаться во французском.

Жемчужина

5. Пять тысяч рублей коту под хвост

Врубель следил за парижской мужской модой и знал лучшие марки шампанского, но вряд ли мог себе их позволить. Однако тут лучше обратиться к мемуарам его друга Константина Коровина: «Как-то Миша взял у меня взаймы 25 рублей. Ушёл куда-то, потом через пару часов вернулся. Налил в таз воды, вылил в него флакончик дорогих духов от Коти, который, как я узнал позже, стоит 20 рублей, и помылся. На обед он ел 4 печёных яйца и хлеб. В еде он вообще был крайне неприхотлив и при необходимости мог питаться только хлебом и водой, и прожить месяц на 3 рубля. Однажды продал за те же 3 рубля чудесный рисунок, стоимостью как минимум в 300, купил на эти деньги лайковые перчатки, надел один раз и выбросил со словами: «это воплощение вульгарности».

Деньгами Врубель не умел распоряжаться совершенно, он выполнил заказ для предпринимателя Алексея Морозова — нарисовал в его кабинете панно («Полёт Фауста и Мефистофеля» — примеч. автора) и получил за эту работу 5 тыс. рублей.

«Полёт Фауста и Мефистофеля»

По этому поводу закатил в ресторане «Париж» грандиозный обед для всех желающих. Когда я пришёл на него, то увидел длинные столы, заставленные бутылками самого дорого шампанского — вот тут и пригодились беседы с французским гувернёром, которые он постоянно вёл у Морозова, а за столами множество совершенно незнакомых ни мне, ни Врубелю людей. Гремел оркестр, плясали цыганки, а сам Врубель разносил всем шампанское как обычный лакей и приговаривал: «вот теперь я счастливый и чувствую себя богачом, смотри, как мне все рады». Пяти тысяч как ни бывало и Врубель потом ещё несколько месяцев отрабатывал долг.

Не только Врубель отличался странными поступками, о пяти художниках со сложным характером, среди которых Пикассо, Поль Сезанн, Морис Утрилло вы можете прочитать в этой статье.


Купить картину для дома или в подарок и выбрать на свой бюджет на сайте онлайн галереи artalebrio.com

Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, OK, Youtube, FB, ig

автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!