Кузьма Петров-Водкин (1878–1939) — русский художник, график, космополит, великолепно сочетающий в своих самобытных картинах традиции написания древнерусских икон и новаторские течения живописи — фовизм, кубизм и постимпрессионизм, дополняя их собственным художественным видением. Потому его творчество так и интересно.
Одна из самых известных картин Петрова-Водкина — «Купание красного коня», сейчас знакома каждому любителю живописи, стала символом советской эпохи.
Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня
Вот только написал её художник в 1912 году, за пять лет до Октябрьской революции. Но почему же ему пришла в голову идея написать подобную картину, как эта картина стала символом эпохи? Постараемся в статье ответить на все эти вопросы.
Петров-Водкин изобразил на первый взгляд, вполне обычную в реалиях начала XX века сцену — купание мальчишками лошадей. Вообще, подобных полотен в русской живописи немало, например, Аркадий Пластов написал в 1938 году картину «Купание коней».
Аркадий Пластов. Купание коней. 1938 г
И эти картины различаются разительно — у Пластова классический соцреализм, отчасти даже заказной, хотя и искренности немало, она как раз и подкупает. Художнику было интересно писать эту картину, чувствуется в ней беспредельная свобода и радость жизни, и несмотря на большое количество обнажённой натуры, она совершенно не пошлая, там всё живое, естественное, природное, так, как и должно быть.
Были подобные работы и до написания Петровым-Водкиным «Купания Красного коня». Так, в 1905 году Валентин Серов написал картину «Купание лошади», где отчётливо чувствуется тоска художника по прошедшей юности и летним играм с друзьями.
Валентин Серов. Купание лошади. 1905 г
Не случайно юноша, купая величественного и грациозного коня, с тоской поглядывает на веселящихся товарищей. Хотя всем бы такие проблемы, как у этого юноши.
Картина Петрова-Водкина другая. Взяв стандартный сюжет, Петров-Водкин изобразил коня на переднем плане насыщенного красного цвета — приём для русской живописи начала XX века дерзкий и новаторский. Рыжий конь справа, да и более привычный белый цвет коня слева на заднем плане лишь подчёркивают своеобразность красного коня. Изображение стилизованное и плоское, чем-то напоминает древнерусские иконы. А ещё необычна сдвоенная перспектива. Коня мы видим с высоты человеческого роста, а водоём сверху, потому и линия горизонта не просматривается. Так никто не писал — ни Илья Репин, ни Константин Коровин, ни молодая, но уже набирающая популярность Зинаида Серебрякова.
Возможно, Петров-Водкин взял некоторые элементы, в частности, упрощённую цветопередачу и отсутствие несущественных деталей, мешающих общему восприятию картины у фовиста Анри Матисса. С одной стороны, это шаг назад — сложно сравнить купание красного коня с фотореалистичной, тщательно прорисованной картиной Серова, но, с другой, на первый план выходит композиция и необычные цветовые решения, признанные донести определённые идеи художника.
Кстати, в 1911 году Кузьма-Водкин написал картину «Играющие мальчики» — три цвета, упрощённый рисунок, где нет ничего лишнего.
Кузьма Петров-Водкин. Играющие мальчики. 1911 г
А всего лишь за год до этого Анри Матисс написал свой знаменитый «Танец», который сейчас храниться в Эрмитаже.
Анри Матисс. Танец. 1909-1910 гг
То есть и Матисс, и Петров-Водкин некоторые элементы взяли с иконописи — огромного пласта мировой культуры, который после Эпохи Возрождения многие художники игнорировали. А ведь именно некоторые иконописцы вольно обращались с цветом и вполне могли написать и красного коня как на этой иконе XVI века.
Икона «Святой Дмитрий Солунский на коне»
И все эти фирменные цвета, плоский рисунок — всё это из иконописи, которая в трактовке Петрова-Водкина стала модным авангардом. Новое — это просто забытое старое.
Разумеется, к своей фирменной цветовой гамме Петров-Водкин не сразу. Вначале были более традиционные картины, с несколько другими цветами и оттенками, как на картине «Берег» 1908 года, более мягкими и приглушёнными, не такими яркими и кричащими.
Кузьма Петров-Водкин. Берег. 1908 г.
А вот уже спустя пять лет цвета становятся насыщеннее и ярче, их число уменьшается. Предельная простота во всей её противоречии и чёткости рисунка.
Кузьма Петров-Водкин. Две девушки. 1913 г
Красных коней Петров-Водкин писал и после революции, как на картине 1925 года «Фантазия». Тут тоже три доминирующих цвета: красный, синий и белый и совсем уж модернистский сюжет.
Кузьма Петров-Водкин. Фантазия. 1925 г.
В 1930 годы соцреализм был объявлен единственно верным художественным направлением. Про модернизм можно было забыть, но даже тогда Кузьма-Водкин остался верным своему художественному стилю. Сравните эту картину «Весна» 1935 года с тем же «Купанием коней» Пластова.
Кузьма Петров-Водкин. Весна. 1935 г.
Но почему именно «Купание красного коня» считается фирменной картиной Петрова-Водкина? Вначале Петров-Водкин писал картину как обычную бытовую сцену, но постепенно расширил границы, создал полотно поистине монументальное. Красный конь настолько велик, что доминирует на картине, его необычные красный цвет превалирует над всем. Даже ноги, хвост и уши коня мы не видим, Петров-Водкин сознательно увеличил его, исказил обычные пропорции. И вот таким красным чудовищем небрежно управляет предельно спокойный, отрешённый юноша, который лишь слегка придерживает коня за уздечку одной рукой. Что это — предельная самоуверенность или непонимание с чем он имеет дело?
Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня (фрагмент). 1912 г.
А спустя всего лишь пять лет после написания картины началась революция, а затем и Гражданская война, словно мало было крови во время Первой мировой. Воистину эта картина и сейчас актуальна.
19-20 ноября создадим свободное от тревожного, творческое пространство в малом зале ARTPLAY на арт ярмарке-выставке "АРТ и точка". Большой выбор современной живописи, графики и товаров от handmade мастеров на сайте галереи artalebrio.com.
Подписывай на нас в соц. сетях
автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи