ru
ru
Главная | Арт журнал | Балагур, весельчак, красавец, любимец женщин. Почему же личная жизнь знаменитого художника Коровина сложилась так несчастливо?
Назад
Балагур, весельчак, красавец, любимец женщин. Почему же личная жизнь знаменитого художника Коровина сложилась так несчастливо?

Балагур, весельчак, красавец, любимец женщин. Почему же личная жизнь знаменитого художника Коровина сложилась так несчастливо?

Поделиться в соц сетях:

Константин Коровин (1861—1939) — на первый взгляд, походил на баловня судьбы, яркого представителя богемной дореволюционной России — балагур, весельчак, красавец, любитель женщин, транжира и мот. Но он был глубоко несчастен в семейной жизни, правда, лишь самые близкие люди знали об этом. Почему так получилось, о творчестве и жизненном пути великолепного русского живописца мы и расскажем в этой статье.

Константин Коровин, Автопортрет

Константин Коровин, Автопортрет

Коровина многие любители живописи небезосновательно считали первым русским импрессионистом — его картины зачастую были написаны небрежными и аляповатыми мазками, без тщательнейшего выписывания мельчайших деталей, так принятого в салонном академизме. Однако благодаря блестящей колористике, умелому сочетанию цветов, мастерской передаче эмоций и отношения самого живописца к нарисованному его полотна являлись новой вехой в уже устоявшемся российском искусстве. Хотя и недовольных было немало. «Декадентская мазня» — говорили они, но сам Коровин не обращал на них никакого внимания, благо почитателей его таланта и манеры написания картин было немало.

Бумажные фонари./ Натюрморты. Автор Константин Коровин

Бумажные фонари./ Натюрморты. Автор Константин Коровин

Он много работал, писал портреты, натюрморты, пейзажи, монументальные полотна, рисовал театральные декорации — казалось нет никакого жанра в живописи, в котором бы Коровин не преуспел. Возможно, так русский художник хотел уйти от проблем в личной жизни, такой сложной запутанной и несчастной, вопреки его богатству, внешней красоте и положению в обществе как блестящего живописца.

Первые отношения Коровина с будущей женой Анной Фидлер вряд ли можно назвать совсем уж удачными. Юная 16-летняя девушка, работающая хористкой, вскоре забеременела и родила ребёнка, который из-за нехватки денег на лечение, хороших врачей и лекарства быстро умер. В то время детская смертность была ужасающей и от неё не могли быть застрахованы даже особы королевской крови, что уж говорить про сына обедневшего и разорившегося купца, которым был тогда Коровин. Отношения эти он держал в глубоком секрете, не сообщал о них ни своим родителям, ни самым близким друзьям. Однако свою вину за случившееся Константин чувствовал и когда родился второй ребёнок, пошёл под венец. Однако свою жену он не любил, этот брак не был для него счастливым и лишь чувство долга перед несчастной девушкой и матерью его сына вынуждало жить с ней.

Анна Яковлевна Фидлер

Анна Яковлевна Фидлер

Он даже не ночевал дома — зимой проводил всё свободное время в своей мастерской, на лето перебирался в Охотино. Коровин откровенно стеснялся своей жены и не показывался с ней на публике. Никто не видел их вместе, нет и ни одного портрета работы Коровина, на котором бы была нарисована Анна Фидлер, лишь на некоторых его работах, если внимательно приглядеться, можно найти схожие черты.

А отношения между ними всё ухудшались. Анна совершенно не интересовалась искусством и работами своего формального мужа, что выводило Коровина из себя. А ещё она была жуткой неряхой — в их квартире всегда был жуткий беспорядок, вещи разбросаны по всему полу, немытые полы и пыль, где только можно. Потому аккуратист Коровин и старался быть в своей квартире как можно меньше.

Впрочем, Анне тоже можно посочувствовать: не любящий муж, который никогда не бывает дома, нехватка средств — деньги ей Коровин выделял по остаточному принципу, вряд ли делало её счастливой в браке и заставляло следить за собой и уютом в доме.

Свою настоящую любовь — 17-летнюю начинающую актрису Надю Комаровскую Коровин впервые повстречал, когда знаменитому художнику исполнилось уже 40 лет, в самом расцвете творческих сил и славы как ведущего живописца-декоратора Большого театра. Девушка откровенно робела, когда виделась с ним, даже теряла осмысленный дар речи и могла отвечать только односложными словами.

Серьёзных отношений тогда между ними не возникло, но когда в 1908 году Комаровская уже в статусе настоящей актрисы, проработавшей в Киевском театре и вновь вернувшейся в Москву повстречала 47-летнего Коровина, то прежнюю робость уже не испытывала. Это уже была не юная девушка, воспринимающая Коровина как старшего учителя, а состоявшаяся дама, которая не прочь завести отношения с ведущим российским художником, чем более, что он стал оказывать явные знаки внимания.

На предложение стать натурщицей и позировать для своего портрета Комаровская с тайной радостью согласилась. Вскоре их позирование переросло в настоящий роман, а Надежда мучилась лишь периодическими приступами ревности, поскольку Коровин и в свои 47 лет был видным мужчиной, привлекательным для многих женщин и девушек, которые и стремились к нему как мотыльки на огонёк.

Коровин представил её своим знакомым, они вместе появлялись на светских раутах. Уже все знали, что Комаровская новая пассия знаменитого художника, некоторые втихаря возмущались — как можно завязывать отношения при живой жене, но большинство его выбор понимали и одобряли. Сложно было сравнивать Анну Фидлер, к тому времени изрядно состарившуюся, ничем не интересующуюся, кроме внешних приличий, и напоминавшую недалёкую купчиху и молодую, талантливую актрису Надежду Комаровскую.

Влюблённые были почти неразлучны. Коровин встречал её после спектаклей, и они отправлялись ужинать в какой-нибудь ресторан. Как-то поехали в крымский посёлок Гурзуф, где Коровин присмотрел место для виллы. «Всё у нас наладится Надюша, всё обустроиться, поселимся и заживём там, как полагается» — говорил он. Комаровская искренне верила, но судьба распорядилась по-иному.

1914 год был страшным для художника. Несчастья сыпались одно за другим. Вначале сгорели все созданные им театральные декорации — случился пожар на складе, где они хранились, дальше — больше, единственный сын Коровина 18-летний Алексей сделал предложение дочери Фёдора Шаляпина Ире Шаляпиной, а та жёстко отказала юноше. Тот не нашёл ничего лучшего, как броситься под трамвай, надеясь свести счёты с жизнью. Он остался жив, но ступни пришлось ампутировать. Коровин горячо переживал произошедшее с сыном, день и ночь проводил возле его кровати, ему уже было не до Надежды. Да и сложно было предположить, что такой порядочный человек бросит своего сына и свою семью ради любовницы.

Произошла революция 1917 года, твёрдо разделившая жизнь большинства людей в России до и после. Коровин со своей семьёй оказался не у дел, его картины советскую власть не интересовали, а писать плакаты, восхваляющие советский строй, он не умел. Заказчиков не стало — многие обеспеченные люди эмигрировали за рубеж, а оставшимся было не до портретов. В 1920 году Коровин перебирается из Москвы в Тверскую губернию, поскольку жить в Москве становилось слишком дорого, в провинции было проще прокормиться. А Комаровская отлично прижилась при новой советской власти, стала ещё более популярной актрисой, и ей уже не было никакого дела до престарелого художника.

В 1922 году Константин Коровин просит позволения у советских властей эмигрировать. У его законной жены обнаружился туберкулёз, искалеченному сыну требовались новые протезы. Он искренне надеялся наконец обустроиться в Париже — городе своей молодости, где он получил уроки мастерства, благодаря которым состоялся как художник-импрессионист.


Но всё сложилось не так, как предполагал Коровин, его картины, которые он хотел переправить за рубеж, куда-то исчезли, протезы для сына были совсем неудачными. Сам Лёша всё больше озлобился на жизнь, стал нервным, раздражительным, существовать с ним под одной крышей было очень сложно. Жена ещё больше болела, туберкулёз лишь прогрессировал. Коровин работал как одержимый, не щадил себя, писал портреты, рисовал театральные декорации, но средств всё равно не хватало. Он уже начал слепнуть, а потому переключился на иной род творческой деятельности — стал писать рассказы и статьи. Никогда не бравший в долг художник превратился в побирушку — одалживал средства, где только можно. Но деньги на обратный билет берёг как зеницу ока — он искренне хотел вернуться на свою родину.


Умер Коровин от сердечного приступа — упал прямо на тротуаре парижской улицы. Его похоронили как нищего, никому в том городе не было дела до пожилого русского художника, сколько их, русских мигрантов, заполонивших европейские города, прожили остаток своей жизни в нищете и безвестности, и Коровин, к сожалению, не был исключением.



Переходите по ссылкам, чтобы выбрать и купить работы современных мастеров на онлайн-площадке artAlebrio.com

Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, OK, Youtube, FB, ig

автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин

Назад
Поделиться в соц сетях:
Товар добавлен в корзину!