ru
ru
Главная | Арт блог | ​Необычные автопортреты художников, которые вполне могли быть забанены в социальных сетях.
Назад
​Необычные автопортреты художников, которые вполне могли быть забанены в социальных сетях.

​Необычные автопортреты художников, которые вполне могли быть забанены в социальных сетях.

Поделиться в соц сетях:

Необычных автопортретов художники оставили немало. Некоторые из них вполне могли бы забанить во всех социальных сетях — слишком уж провокационными они были. Но на то они и художники, чтобы самовыражаться через своё творчество. Да и автопортрет — это во многом взгляд живописца на самого себя, воплощённый на холсте, пусть и в своеобразной, но обычно вполне привычной для его творчества манере.

О необычных автопортретах разных художников мы и поговорим в этой статье.

Александр Дейнека

Александр Дейнека написал свой знаменитый автопортрет в 1948 году. Тогда ему было уже 49 лет, он преподавал на кафедре монументальной живописи и получил звание заслуженного деятеля искусств. Но для чего ему — человеку уже в достаточно солидном возрасте и общепризнанному художнику писать себя в столь вызывающей манере — с голым торсом и в трусах?

Александр Дейнека. Автопортрет.

Дейнека всегда был неравнодушен к написанию картин в стиле НЮ. Да и в обычных полотнах одежды на его героях было минимум — ему хотелось показать людей молодых, крепких и здоровых, истинных строителей коммунизма в представлении Дейнеки, чем-то напоминающих античных героев, которые тоже далеко не всегда были застёгнуты на все пуговицы. Потому он и хотел уподобиться на автопортрете своим молодым героям-физкультурникам.

Александр Дейнека. Эстафета по кольцу Б

Да и период, когда Дейнека написал этот автопортрет был для художника не самым лёгким. Его критиковали в увлечении модерном, но Дейнека был готов бороться за свой стиль в живописи до конца. Ему не хотелось писать в стандартной соцреалистической манере, и не желал, чтобы его картины походили на полотна других соцреалистов, как будто написанных под одну копирку. Возможно, потому и запечатлел себя на автопортрете в боксёрских трусах, словно давая понять — если нужно, он готов отстоять столько раундов, сколько необходимо для признания своего стиля в живописи.

Александр Дейнека. Мать.

Хотя справедливости ради нужно сказать, что Дейнека себя несколько приукрасил, как и многих других персонажей своих полотен, да и вообще советскую действительность. Вряд ли в столь солидном возрасте его брюшной пресс был столь безупречно накачан, хотя спортивное прошлое в фигуре Дейнеки чувствуется безошибочно — раньше он был боксёром. Но и приукрасил себя исключительно ради красоты и эстетики, более того, он часто негодовал на своих молодых коллег, которые писали, по мнению Дейнеки, «уродов и кретинов». Искусство должно радовать взгляд, пробуждать в человеке лучшие чувства, а некрасивого достаточно и в обычной жизни.

Микеланджело Буонарроти

Знаменитый итальянский художник и скульптор Микеланджело написал очень необычный автопортрет. На своей известной фреске «Страшный суд» Святой Варфоломей держит в руке содранную кожу грешника.

Микеланджело Буонарроти. Страшный суд. Святой Варфоломей.

И вот по мнению многих искусствоведов, эта кожа и есть автопортрет Микеланджело. Есть несколько версий появления столь необычного автопортрета. Согласно одной из них, Микеланджело был человеком религиозным и искренне боялся Божьей кары за свои грехи, потому так и изобразил своё желание искупить все грехи, пусть и в такой самобичующем виде.

Были и другие мнения. Микеланджело живописи отдавался со страстью, причём всепоглощающей. Когда он расписывал фресками Сикстинскую капеллу, то ел лишь для того, чтобы не умереть с голоду, а спать ложился, даже не сняв рабочую одежду — вымотался настолько, что на это не было сил. На создание фрески «Страшный суд» он потратил четыре года напряжённого труда, так-то вполне понятно желание художника показать в таком аллегорическом виде своё физическое состояние после подобной изнуряющей работы.

Франс Флорис Старший. Портрет Микеланджело Буонарроти

Впрочем, некоторые историки говорили, что Микеланджело расписывал Сикстинскую капеллу по принуждению, сам он не хотел браться за столь масштабную и трудную работу, а завистники и конкуренты подсуетились, чтобы этот далеко не самый выгодный заказ достался именно ему. Кстати, Микеланджело получил за роспись совершенно не сопоставимую затраченным усилиям сумму денег, так-то есть отчего ему быть недовольным.

Самое простое объяснение — Микеланджело просто не имел поблизости подходящего натурщика, потому и написал грешника с самого себя. В любом случае эта фреска оставила немало поводов для различных догадок и предположений на радость художественным критикам и блогерам:

Сальвадор Дали

Знаменитый сюрреалист Сальвадор Дали любил в своих картинах упоминать работы Микеланджело. Не стал исключением и автопортрет Дали.

Сальвадор Дали. Мягкий автопортрет с жареным беконом.

Возможно, тут намёк на ту самую фреску «Страшный суд» с содранной кожей грешника. Уже тогда искусствоведы предполагали, что это автопортрет Микеланджело, и Дали взял эту версию на вооружение. Правда, самопожертвование для Дали не очень характерно, хотя он очень усердно учился и его мало что интересовало помимо живописи, перформансов и любви к Гале. Впрочем, гений без истинного служения искусству и делу своей жизни — это не настоящий гений, а Дали был им.

Но трактовать его автопортрет можно по-разному. В этом, во многом, и немалое достоинство картин Дали.

Изображение лица аморфное и отчасти бесформенное, да и держится оно на костылях. Возможно — это представление образа художника в массовом сознании, а костыли — его эксцентрические выходки и перформансы.

Марк Шагал

Свой «Автопортрет с семью пальцами» Шагал написал в Париже, когда он впервые в возрасте 24 лет приехал туда. Он был сильно впечатлён этим городом — главным местом в то время для всех художников. Здесь можно вживую посмотреть на полотна знаменитых импрессионистов Дега и Эдуарда Мане, и даже встретить этих художников на улице. У Шагала впервые появилась своя комнатка и он жил один — то есть работать мог, когда ему вздумается и как вздумается. И поездка в Париж благотворно сказалась на творчестве — его краски, по меткому выражению знаменитого театрального художника Льва Бакста, наконец-то начали петь.

Марк Шагал. Автопортрет с семью пальцами.

Но Шагал ещё и скучал по своему Витебску, и по своей невесте, что немного омрачило поездку в Париж.

Потому и в картине есть отзвуки той тоски по родине. За окном Эйфелева башня, а сам Шагал думает о церквушках родного Витебска, да и слова на идише вверху полотна «Париж» и «Россия» не оставляют сомнений в некотором смятении художника. Ну а семь пальцев, согласно версиям искусствоведов, Шагал написал исходя из старинной еврейской поговорки: «работать с семью пальцами», то есть легко и быстро. Возможно, так он и написал автопортрет.


Большой выбор работ современных художников, фотографов, мастеров handmade на сайте галереи artalebrio.com.

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram, LiveJournal

автор статьи Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!