ru
ru
Главная | Арт журнал | Самая спорная на сегодняшний день работа великого импрессиониста Эдгара Дега.
Назад
Самая спорная на сегодняшний день работа великого импрессиониста Эдгара Дега.

Самая спорная на сегодняшний день работа великого импрессиониста Эдгара Дега.

Поделиться в соц сетях:

Нынешняя ситуация в мире в последнее время приводит к тому, что некоторые деятели культуры в западных странах начинают активно противиться всему русскому. Оперные певцы отказываются петь под музыку Чайковского и других русских композиторов, симфонические оркестры не исполняют их произведения. Гастроли нашего балета за рубежом приостановлены, очередь добралась и до картин, в которых упоминается Россия или её жители. Похоже, желание любой ценой присоединиться к санкциям, стереть любые упоминания нашей страны сильнее здравого смысла. Дошло до полного абсурда — Национальная картинная галерея в Лондоне решила официально переименовать картину великого французского импрессиониста Эдгара Дега «Русские танцовщицы» в «Украинских танцовщиц». Такая «мелочь», что эту картину Дега нарисовал ещё в 1899 году, когда никаких разногласий между Россией и Украиной не было и Украина входила в состав Российской империи, то есть, по сути дела, являлась частью нашей страны, критиков не остановило. Словно эти люди живут только сегодняшним днём и текущей политической ситуацией, сколь бы неоднозначной она не была. О картине замечательного импрессиониста Эдгара Дега и странной политической шумихе вокруг неё расскажем в этой статье.

Эдгар Дега.Две танцовщицы выходят на сцену.1878 г

Эдгар Дега — французский импрессионист, мастер работы пастелью, создатель огромного цикла картин и рисунков, посвященных танцовщицам и балеринам.

Эдгар Дега.Две танцовщицы выходят на сцену.1878 г

Его картины завораживают, движения танцующих девушек переданы с неподражаемым изяществом и естественностью. Он был большим поклонником балета, в течение двадцати лет покупал абонемент в ложу, где наблюдал за балеринами и старательно зарисовывал все танцы, пытаясь передать их совершенство, а заодно тяжёлый труд и изнурительные репетиции как не отъемную часть жизни танцовщиц.


Эдгар Дега.Танцовщицы за кулисами. 1901 г

Большинство танцовщиц на картинах Дега кажутся невесомыми, возвышенными, всецело преданными своему искусству, но в случае с «Русскими танцовщицами» всё несколько иначе. Дега изобразил на этой картине обычных крестьянских девушек, которые просто умеют хорошо танцевать народные танцы в короткие часы досуга между тяжёлой крестьянской работой. В них нет лёгкости и изящества, творческой одержимости, которая присуща профессиональным балеринам, зато отлично передана вся энергетика танца, разухабистого и удалого веселья так, по мнению иностранцев, характерного для русских.


Эдгар Дега «Русские танцовщицы», переименованные в «Украинских танцовщиц»

Искусствоведы считают, что Дега нарисовал эти картины под впечатлением от выступления танцевальных коллективов из России. Они в течение нескольких лет во второй половине 1890-х годов приезжали на гастроли в Париж, танцевали в лучших парижских кабаре — «Мулен Руж», «Казино де Пари» и даже в пивной, неподалёку от дома, где квартировал великий французский импрессионист.


Картина из серии «Русские танцовщицы»

Дега был в той пивной частым гостем, да и в кабаре захаживал, чтобы посмотреть на местных танцовщиц, выпить вина и поговорить с друзьями. Он вовсе не был аскетом, любил жизнь во всех её проявлениях, а единственное, что отличало Дега от прочих мужчин — нет никаких достоверных свидетельств о его близости с другими женщинами. С мужчинами, впрочем, тоже:). Считается, что французский художник страдал мужским бессилием, возможно, потому он был так одержим своим творчеством, бывало помногу раз переписывал свои картины, пытаясь достичь совершенства.

Находясь под впечатлением от выступления русских танцовщиц, Дега нарисовал несколько картин, где они были изображены. Всего в мире имеется 9 работ данного цикла, получившие общее название «русские танцовщицы». Часть из них находится в музеях, часть в частных коллекциях.

Картина из серии «Русские танцовщицы»

Пастель, о которой идёт речь как раз и находится в Картинной галерее Лондона. Дега нарисовал танцующих девушек на кальке, чтобы потом можно было комбинировать этот рисунок с другими, добиваясь наилучшей композиции. Главное в этом рисунке — великолепно переданная динамика движения, русские девушки в традиционной одежде полностью увлечены танцем, передают свою энергетику и зрителям.

Картина из серии «Русские танцовщицы»

Между прочим, Дега очень любил рисовать наряды на своих танцовщиц, иногда картины по признанию самого художника были лишь поводом изобразить особенно понравившийся. Потому и национальная принадлежность танцовщиц вопросов не вызывает — Дега к изображению одежды подошёл достаточно дотошно и тщательно, насколько это вообще возможно для картин в стиле импрессионизма.

Но работники той лондонской галереи заявляют, что девушки являются украинками, поскольку одеты они в традиционную украинскую одежду. Главным аргументом являются то, что на них имеются ленты желто-блакитного цвета, столь любимого украинскими националистами и западными искусствоведами. Подобные цвета повторяются ещё и в цветочных венках, которые украшают головы девушек.


По словам западных экспертов от искусства, этими вопросам они задавались давно, просто не было серьёзного повода для переименования, да и антироссийские настроения на западе не проявлялись так рьяно. А тут нашла коса на камень и в попытках охватить все сферы жизни, даже искусство, которое, если оно не служит пропаганде, вообще не должно никоим образом попадать под какие-либо санкции и переименования, поскольку является общечеловеческим достоянием, западные эксперты приняли это достаточно спорное решение.

Возможно, переименование произошло под влиянием общественности, в частности, многие украинские художники, например, украинка афганского происхождения Мириам Найер просили на сайте Лондонской галереи переименовать эту картину. Потому сотрудники и уступили их пожеланиям, пусть и здравого смысла в них было немного.

Вот только наверняка сам Дега не задумывался русские девушки или украинки — для него они все были восточными славянками, подданными российской империи, следовательно, русскими.

Кстати, эта картина в основной экспозиции не выставляется, она есть только на официальном сайте галереи. Но прецедент создан и вполне возможно нас ждёт новая волна переименований. Сначала участь может коснуться всех остальных работ Дега на эту тему, потом и прочих произведений искусства. Если очень старательно искать тёмную кошку в тёмной комнате, то можно её найти, или хотя бы придумать, что она там существует.


Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, OK, Youtube, FB, ig

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!