ru
ru
Главная | Арт блог | Константин Сомов, его нескромные рисунки, воскресившие эпоху Рококо и необычная личная жизнь
Назад
Константин Сомов, его нескромные рисунки, воскресившие эпоху Рококо и необычная личная жизнь

Константин Сомов, его нескромные рисунки, воскресившие эпоху Рококо и необычная личная жизнь

Поделиться в соц сетях:

Константин Андреевич Сомов (18 ноября 1869 — 6 мая 1939) — русский художник и иллюстратор, специализирующийся на портретах и пейзажах, входивший в художественное объединение «Мир Искусства» и сотрудничавший с одноимённым журналом.

Сомов написал множество портретов, в основном на заказ для заработка, но известность получил как художник, воскресивший в своих иллюстрациях, — зачастую достаточно откровенных и нескромных, время галантного XVIII столетия.

Книга маркизы. Иллюстрация №8

В его рисунках словно бы вернулась эпоха рококо, когда кавалеры ухаживают за легкомысленными дамами, а аристократы или король устраивают великолепные придворные балы, где веселятся и радуются жизни все приглашённые на них. Сомов в своих иллюстрациях, в частности, в куртуазном сборнике «Книга Маркизы», явно вдохновлялся творчеством Буше и Фрагонара, они по-хорошему легкомысленны, но назвать их воплощением пошлости нельзя, мастерство художника неоспоримо, а всё, что по-настоящему талантливо — не пошло.

О Константине Сомове, его работах и жизни мы и поговорим в этой статье.

Книга маркизы

Константин родом из обеспеченной и уважаемой дворянской семьи. Отец Андрей Сомов был преподавателем, потом работал в Эрмитаже, и к искусству был явно неравнодушен. Он женился на потомственной дворянке Надежде Лобановой, получил в приданное четырёхэтажный особняк и жил в своё удовольствие. Завёл трёх детей — Александра, Константина и Анну, которых воспитывал в старинных дворянских традициях, где большое внимание уделялось приобщению к живописи, литературе и музыке.


Портрет А.И. Сомова, отца художника

В доме часто бывали художники, сам Андрей Сомов коллекционировал картины, да и должность старшего хранителя в Эрмитаже предполагала тесное знакомство с искусством.

Однако Константин в отличие от отца к точным наукам склонности не имел, потому ему пришлось уйти из гимназии. Но была ещё любовь к живописи, потому он в 1888 году стал учиться в Петербургской академии художеств, а спустя 6 лет в мастерской Ильи Репина.

В 1895 году состоялась и первая выставка работ Сомова. Он представил на ней рисунки углём раскрашенные акварельными красками, и они понравились всем. Видный художественный критик Александр Бенуа писал: «Я попросил Сергея Дягилева купить два его этюда, изображавшие фруктовый сад. Они очень хороши, похоже, у нас появился новый художник, настоящий мастер своего дела, ждём от него что-либо замечательного».

Радуга

А потом была поездка в Париж — почти обязательный пункт для творческого развития любого уважающего себя молодого художника. Там Сомов познакомился с графикой европейского модерна, а заодно любовался изысканными картинами, написанными в эпоху рококо Буше и Фрагонаром. Многое из увиденного он впоследствии будет использовать и в своих работах, совместив изящество и фривольность рококо и лаконичность европейского модерна.

Увлёкся Сомов и коллекционированием фарфора, а по его эскизам была отлита замечательная легкомысленная статуэтка «Дама, снимающая маску».

Дама, снимающая маску

В 1898 году Сомов стал одним из основателей художественного объединения «Мир искусства», которое отчасти конкурировало с передвижниками, но при этом привлекало в свои ряды художников, писавших картины в несколько ином стиле — отвергающих критический реализм и желание показать неприглядные стороны жизни простого народа, как на знаковых картинах передвижников и искавшие вдохновение в творчестве прошлого — барокко середины XVIII века и ампира конца XVIII-начала XIX века. И тут рисунки Сомова, вдохновлённые увиденными им в Париже картинами художников эпохи Рококо пришлись как нельзя кстати.

Купальщицы на солнце

Впрочем, Сомов создавал иллюстрации и к серьёзным произведениям, например, к повестям Гоголя «Нос» и «Невский проспект». Работал в журнале «Мир искусства» — оформлял обложки, иллюстрировал, популярность этого журнала во многом определялась наличием в нём отличных рисунков Константина Сомова.

В 1903 году на своей персональной выставке Сомов представил свыше 160 своих работ, которые заслуженно вызвали похвалу критиков и любителей качественных иллюстраций.

Прославился Сомов и как автор «нескромных» иллюстраций к очень популярному сборнику французской чувственной литературы XVIII «Книга Маркизы». Издатель — австрийский критик Франц Блей надумал собрать в одной книге все “неприличные” рассказы и эссе Вольтера, Казанова, Шенье и около 50 других авторов и дополнить их пикантными и откровенными рисунками, создать которые заказал Сомову.

Книга маркизы. Иллюстрация

Книга стала очень популярной, выдержала множество изданий и принесла своим создателям огромную прибыль. Правда, сам Сомов был не в большом восторге от этих иллюстраций и самой книги: «продажная, коммерческая вещь, и как мне надоели все эти фривольные иллюстрации, которые, на мою беду, так у меня неплохо получаются».

От революции 1917 года Сомов был не в восторге, хотя и спустя год он занял высокую должность профессора Петроградских художественных мастерских. А в 1923 году он отправился в США как представитель «Русской выставки» и рассудил, что за рубежом ему — дворянину и представителю творческой интеллигенции будет жить не в пример лучше. Потому и остался там, не стал возвращаться домой. В 1928 году накопив денег, купил квартиру в Париже, где остался жить и работать. Пишет портреты на заказ, создаёт иллюстрации, принимает участие в различных выставках.

Портрет композитора Сергея Васильевича Рахманинова

Возможно, Сомов искренне тосковал, как и большинство эмигрантов, по России, но в отличие от Зинаиды Серебряковой или Константина Коровина отлично сумел устроиться за рубежом и вряд ли особенно жалел о своём решении релокации из России.

Дама в голубом. Портрет Елизаветы Михайловны Мартыновой

А вот с личной жизнью у Сомова всё было сложно. Как и наш замечательный актёр Юрий Богатырёв Сомов был представителем нетрадиционной ориентации. Ещё в гимназии он писал нежные чувства к однокласснику Дмитрию Философову, возможно, потому отец, от греха подальше, и забрал из гимназии своего чересчур влюбчивого сына. Впрочем, впоследствии на рубеже веков Сомов, в отличие от того же Богатырёва, совсем не страдал от своей ориентации — время декадентства, желания многих молодых людей противостоять всем старым моральным устоям способствовало популярности подобных отношений.

Борис Снежковский

Были ещё отношения с Вальтером Нувелем, работавшим в журнале «Мир Искусства». Но впоследствии Нувель увлёкся Дягилевым.

А в 1910 году Сомов завёл роман с натурщиком Мефодием Лукьяновым, и он продолжался вплоть до самой смерти Мефодия от туберкулёза в 1932 году.

Спустя 7 лет в Париже умер Сомов и был похоронен на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, а его картины ставят рекорды на зарубежных аукционах — например, картину «Радуга» продали за 3 716 000 фунтов.

А как вам картины и иллюстрации Константина Сомова и влияет ли его ориентация на ваше отношение к творчеству художника?


Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.

Мы в соц. сетях

Dzen, VK, Tg, FB, Instagram

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!