ru
ru
Главная | Арт-журнал | ​Последний художник эпохи рококо, писавший фривольные и «непристойные» картины
Назад
​Последний художник эпохи рококо, писавший фривольные и «непристойные» картины

​Последний художник эпохи рококо, писавший фривольные и «непристойные» картины

Поделиться в соц сетях:

Жан Оноре Фрагонар (1732–1806) — один из наиболее известных художников эпохи рококо — воплощения изящества и фривольности, где нет места излишней вульгарности, зато господствует легкомысленно-игривое отношение к жизни. Качели, духи, поцелуи, прекрасные дамы в изысканных нарядах, галантные кавалеры — это всё творчество Фрагонара, ставшее олицетворением своей эпохи. Именно благодаря его картинам нам кажется, что жизнь тогда была легкомысленно-изящной, а честь — не пустое слово.

Жан Оноре Фрагонар. Автопортрет.

Фрагонар родом из французского города Грасса, бывшей тогда центром кожевенной промышленности. Отец Фрагонара занимался тем же, что и многие в этом городе — был кожевником. Его лайковые перчатки с удовольствием покупали обеспеченные горожане, но некоторым избалованным аристократам запах кожи показался слишком грубым и неприятным. Потому он стал вымачивать кожу в розовом масле и придавать ей аромат сандала и ванили. Постепенно Фрагонар-старший сменил деятельность и стал успешным парфюмером.

Потом семья перебралась в Париж, а в 13 лет Жан стал помощником нотариуса. Отец не хотел, чтобы его сын был дубильщиком кож — тяжёлое это ремесло, и приобщился к более тонким занятиям. Но юриспруденция не интересовала юного Жана, зато он постоянно рисовал посетителей конторы, где работал. Начальнику, всё это надоело, и он заявил отцу Жана: «Может быть я помогу его устроить в ученики к Франсуа Буше».

Поцелуй украдкой

Буше тогда был самым влиятельным и известным живописцем, а обучаться у него считалось за счастье. Но тот, посмотрев работы Жана, заявил, что тому нужно пока поднабраться опыта у художника Жана Шардена. Он был человеком порядочным и скромным, являлся мастером небольших камерных портретов и жанровых сцен, но всё это не очень-то соответствовало натуре и характеру Фрагонара. Тот был человеком горячим и импульсивным, а копировать скучные жанровые сцены, вроде кухарок и прачек ему не хотелось. Однако деваться некуда, да и опыта он у Шардена поднабрался, поскольку тот был отличным педагогом.

Наконец, он стал учиться и работать у Франсуа Буше и вот тут талант Фрагонара проявился в полной мере. Вся эта декоративность, изящество, пикантность рококо была его родной стихией. Ему нравилось что-то изобретать и импровизировать в живописи, писать картины чувственные и восхваляющие радость жизни. Стиль Буше был очень близок Фрагонару, и иногда трудно было отличить работы одного художника от другого.

Качели

Именно работы Фрагонара считают вершиной стиля рококо. Его картины были не столь декоративны, зато более экспрессивны и изобретательны, а ещё очень жизнерадостны, глядя на них почти всегда улучшается настроение, становиться игриво-легкомысленным, как и полотна Фрагонара.

В 20 лет он пишет картину «Иеровоам приносит жертву идолу», которую высоко оценили критики и он получил возможность поехать в Рим, усовершенствовать своё мастерство. Однако ему нужно было пройти четырёхлетний курс в школе протеже, где он опять досконально изучал анатомию, колористику и рисунок.

Иеровоам приносит жертву идолу

Лишь в 24 года смог приехать в Рим, там он изучает произведения искусства, и древние руины. Иронично, что именно тогда он оценил по достоинству живописность труда прачек — итальянки стирали одежду в фонтанах и античных бассейнах. Это впечатлило молодого Фрагонара и он пишет полотно «Прачки», но уже в своём стиле.

Прачки

А ещё он был очень лёгким в общении и весёлым парнем, настоящей душой компании. Легко заводил друзей и полезные знакомства среди сильных мира сего. Ему повезло получить протекцию у влиятельного и богатого аббата Жана-Клода Ришара де Сен-Нона и благодаря его поддержке путешествовал по всей Италии, попутно создавая свои картины.

Когда он вернулся в Париж, то был уже признанным мастером кисти. Он быстро понял, ещё будучи учеником Буше, что лучше всего у него получаются легкомысленно-игровые пикантные картины и стал совершенствоваться в этом направлении. Так появились галантные «Поцелуй украдкой» и «Качели» — фирменная работа художника. Были и более пикантный «Засов» и совсем уж недозволенные, особенно по современным понятиям «Стянутая рубашка» и «Девушка, играющая с собачкой».

Засов

Однако для серьёзной официальной карьеры нужно было писать и более серьёзные полотна, потому Фрагонар создаёт картину «Корез и Каллироя». Но потом решил не тратить время и силы для получения академической должности, чтобы рассчитывать на государственные заказы. Частные заказчики платили больше и писать картины для них было выгоднее, а им нравился именно его фирменный фривольный стиль, а не мифологические сцены.

Корез и Каллироя

А в 1769 году Фрагонар познакомился с Макри Жерар. Она также была родом из Грасса, дочерью парфюмера и приехала в Париж, чтобы стать художницей. Макри взяла у него несколько уроков живописи, а потом переехала к нему в дом. Спустя некоторое время Фрагонар женился на ней.

Правда, Макри сама несколько нарушила семейную идиллию, когда пригласила в свой дом младшую, 14-летнюю сестру Маргариту. Та проявляла недюжинные способности к живописи и выучившись у Фрагонара, стала известной художницей. Но и поводов для ревности давала немало, хотя нет никаких подтверждений, что между ними были какие-нибудь отношения.

Потом была Революция и живопись Фрагонара посчитали излишне декоративной и пошлой, воплощающей лишь неумеренность и развратность аристократии, для которой она и была предназначена.

Купальщицы

Хорошо хоть, что его ученик Жан Луи Давид, бывший на хорошем счету у республиканцев-революционеров, замолвил за него словечко, и Фрагонара не тронули, он даже стал работать в Лувре на административной должности.

Но старость его была безрадостной. Художника основательно подкосила смерть его юной 18-летней дочери, его сын стал художником, но всячески отмежевался от связи со своим отцом. Мода на рококо кончилась, балом правил неоклассицизм.

Фрагонар остался не у дел, и часто ходил в одно парижское кафе, заказать пирожное или мороженое. Так было и солнечным днём в августе 1806 года. Фрагонар купил мороженое, а потом задремал. Посетители сначала не стали его будить, пусть пожилой человек немного отдохнёт, а выяснилось, что он внезапно и тихо умер. Так ушёл из жизни последний живописец эпохи рококо — в лучах солнца, ожидая мороженого.


Увлекаетесь современным искусством, фотографией? На сайте маркетплейса artAlebrio.com можно купить, продать картины, фотографию, товары ручной работы. Общайтесь с покупателем без посредников.

Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен VK TG Youtube FB IG

автор статьи Михаил Федорин

Назад
Поделиться в соц сетях:
Товар добавлен в корзину!