«Воз сена» — триптих нидерландского художника Иеронима Босха, жившего в эпоху Северного Возрождения. Некоторые исследователи считают, что это первый триптих, созданный художником, и глядя на него, кажется, что он написан скорее для долгого и вдумчивого размышления о смысле жизни, добре и зле, о том, что ждёт нас после смерти и прочих философских понятиях, которые, в общем-то, универсальны и не зависят от эпохи, когда они были созданы. Загадок и поводов для работы мысли на этом триптихе имеется множество, постараемся расшифровать некоторые из них.
Иероним Босх. Воз сена. Внешние створки триптиха. Странник. 1515
Внешние створки триптиха вполне обыденные и олицетворяют картину, которую легко можно было увидеть в Голландии в ту эпоху. Тогда по Европе ходило множество странников, они питались подаянием, молились за добрых людей, оказавшим им помощь. Некоторые из них давали обет посетить какую-нибудь святыню, вот и брели по бесконечным дорогам к цели своего назначения в надежде искупить свои грехи, другие просто не имели своего дома и бродяжничали, третьи спасались от неволи. Но стражник на внешних створках триптиха совсем не похож на обычного оборванца — у него слишком умное и благообразное лицо, да и взгляд полный мудрости и проницательности. И подобные черты лица присутствуют на многих работах Иеронима Босха. Считается, что это автопортрет самого художника.
Имеется и картина «Блудный сын», которую написал Босх.
Иероним Босх. Блудный сын.
Изнеможённый, худой путник, явно прошедший очень долгий и опасный путь почти в точности повторяет позу изображённого странника на внешних створках триптиха Воз сена. Однако различие в деталях, которые оказываются ключевыми. На заднем плане этой картины написана таверна, которая олицетворяет собой все мирские и греховные удовольствия, которые были доступны странникам в то время.
Иероним Босх. Блудный сын. Фрагмент.
Там явно предаются возлияниям и пьянству, не случайно Босх написал мужика, который отошёл по малой нужде за угол — наверняка выпил не один кувшин с пивом. Есть там и доступные женщины, одна из них ведёт любовную игру с клиентом, а другая смотрит в окно — возможно, поджидает того самого проходящего мимо странника. А тот остановился в задумчивости, обернулся вполоборота на таверну — может быть, стоит зайти, предаться на последние деньги всем этим запретным удовольствиям? И эти искушения как раз и зависят от духа странника, который явно оказался слаб.
Странник на внешних створках другой — он отбивается посохом от собаки, то есть защищается от опасностей внешних, физических, никак не связанных с искушением духа. Взгляд его целеустремлён и твёрд, наверняка он готов пройти весь путь до конца, не отвлекаясь на соблазны, иначе бы Босх и не стал бы приписывать ему свои черты.
А жизнь по мнению Босха — это дорога, длинный путь, сулящий множество опасностей и греховных соблазнов и только истинно верующий человек может пройти его до конца.
Иероним Босх. Воз сена. 1515
Интересны и внутренние створки, которые носят название «Изгнание из рая», «Воз сена» и «Ад».
Босх, следуя традициям средневековой живописи, совместил в одной створке «Изгнание из рая» три временных плана. Там написаны три главных эпизода из жизни Адама и Евы. Показано, как Бог создал из ребра спящего Адама Еву, как змей искуситель соблазнил её отведать яблоко с древа познания добра и зла и как ангел по велению Бога изгнал Адама и Еву из Рая.
Воз сена. Левая створка триптиха. Изгнание из рая. фрагмент.
Но больше впечатляет верхняя часть створки, показывающая как ангелы, возгордившись, восстали против Бога и потому были превращены архангелом Михаилом в мерзких насекомых, и утратили всю свою сущность. Наверху, во время последней битвы ангелы напоминают самих себя, но по мере падения всё больше походят на насекомых.
Воз сена. Левая створка триптиха. Изгнание из рая. фрагмент.
Никто до Босха не пытался в одной картине увязать два этих разных события — восстание и изгнание ангелов и людей из рая, которые по вине Евы вкусили плод познания. Впрочем, Босх был неисправимым пессимистом на своих картинах, потому и Рай там совсем не похож на место, где хочется пребывать вечно. Там также следует строго соблюдать имеющиеся правила и не пытаться протестовать против существующего порядка вещей или узнать слишком много, что простому человеку знать не положено — обычная культивируемая церковью психология в то время.
Центральная часть триптиха, давшая ему название, показывает представление Босха о существующем порядке вещей в реальном мире, разумеется, в аллегорической форме. Потому и место её неслучайно — между адом и раем и только от человека, прожившую земную жизнь, то есть прошедшего уготованный ему путь, зависит попадёт он в рай или в ад. Но почему такая странная аллегория — воз сена? Всё дело в известной нидерландской пословице: «Мир напоминает воз сена, где каждый пытается урвать клок побольше и не думает о других»
Иероним Босх. Воз сена. Центральная часть триптиха. фрагмент.
По легенде Бог сложил все земные блага в одну кучу и предложил людям разделить их поровну. Но, разумеется, люди, снедаемые алчностью, бросились эти сами блага забирать только себе, не задумываясь о справедливости. Они готовы на любые преступления, бить и уничтожать конкурентов, не случайно на этой картине Босх изобразил жертв этой борьбы — вон человек попал под колёса, другому, после жестокой драки на кинжалах, победитель пытался вспороть горло. По Босху именно алчность является основой всех прочих пороков, для неё нет преград, ей подвластны все люди, вне зависимости от их богатства и социального положения. И на картине представлены все социальные группы — крестьяне, ремесленники, солдаты, монахи. Лишь император, высшие аристократы и сам Папа римский, которые следуют позади повозки, в общей драке участия не принимают, и то лишь потому, что они и так очень богаты.
Иероним Босх. Воз сена. Центральная часть триптиха. фрагмент.
Хотя тут можно и поспорить — богатство сильных мира сего как раз и зависит от податей, которыми немилосердно обложены все крестьяне и ремесленники. Впрочем, не мог же Босх написать Папу римского и императора, наравне с крестьянами пытающегося урвать от стога клочок сена — в противном случае могли быть обвинения в ереси с очень суровым наказанием.
На стоге написаны влюблённые, которым нет никакого дела до мелкой земной суеты и ангел, молящейся Богу о прощении людей. Но бес на другой стороне явно сильнее, так-то вся эта повозка направляется прямо в Ад.
Иероним Босх. Воз сена. Центральная часть триптиха. фрагмент.
Правая створка на триптихе Босха — это картина Ада. Тут он дал волю своей мрачной фантазии. Наверху, в отблесках багрового пламени на высоких башнях сидят ведьмы, посередине картины черти занимаются своими прямыми обязанностями — мучают грешников.
Иероним Босх. Воз сена. Правая створка триптиха. Ад. фрагмент.
По смелому замыслу Босха в Аду все они строят из грешников некую демоническую башню. Возможно, это отсылка к Вавилонской башне, которая является символом человеческой гордыни. Но есть и другая трактовка. Добрые дела — это как золотые кирпичики, из которых строятся все здания в Раю, соответственно, по замыслу Босха дома и башни в Аду созданы из людских грехов и их куда больше, нежели зданий в Раю.
В итоге внутренние створки триптиха «Воз сена» — это представление Босха о природе зла. Показано, как и откуда оно появилось, корень его в реальном мире и наказание, которое ждёт грешников.
Наверняка эта картина оказывала сильное впечатление на жителей той эпохи, но и сейчас остаётся только восхищаться многомерностью замысла Босха и новаторскими для того времени приёмами, которые он применял. А что вы думаете про это произведение?
Покупайте картины для интерьера, в коллекцию или в подарок на сайте онлайн галереи artalebrio.com.
Мы в соц. сетях
автор статьи Михаил Федорин
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи