ru
ru
Главная | Арт блог | ​Три шедевра русской живописи, которые Третьяков по разным причинам не выставил на широкое обозрение
Назад
​Три шедевра русской живописи, которые Третьяков по разным причинам не выставил на широкое обозрение

​Три шедевра русской живописи, которые Третьяков по разным причинам не выставил на широкое обозрение

Поделиться в соц сетях:

Павел Третьяков известен как коллекционер русского искусства, который покупал даже спорные, не очень-то приземлённые для морали и мировоззрения многих людей живущих в XIX веке картины. Но некоторые полотна отказывался покупать даже Третьяков, а другие картины, хоть и купленные им, он снимал с выставки и запрещал к показу. Иногда по своему почину, иногда вынужденно. О трёх шедеврах русской живописи, которые Третьяков по разным причинам не выставил на широкое обозрение мы и поговорим в этой статье.

1. Виктор Васнецов. «После побоища Игоря Святославича с половцами».

Виктор Васнецов. «После побоища Игоря Святославича с половцами»

Васнецов написал эту картину в 1880 году, но до её завершения тщательно скрывал полотно, задёргивая холст, если в художественную мастерскую приходил его очередной приятель. Они отмечали, что художник работал над картиной с упоением, даже как будто помолодел, полностью отдавался творческому процессу. Так-то любопытство их, что же в итоге получиться достигло критического уровня.

А вот когда Васнецов наконец показал картину, то многие его приятели и художественные критики были, мягко говоря, озадаченными — ну совсем не этого они ожидали увидеть. Как известно, Васнецов написал 11 эскизов, прежде чем остановился на окончательном варианте и в них он как раз и пытался показать саму битву, во всей её живописном великолепии и ужасе — всадники, рубящиеся фигуры русских богатырей и половцев, атмосфера беспощадной сети, когда лишь мгновения и счастливое стечение обстоятельств вкупе с воинским умением отделяют воина от жизни и смерти.

Но в итоге остановился на варианте с поверженными богатырями. Они лежат мёртвые, и лишь стервятники кружатся над полем боя, добавляя динамики и экспрессии картины. Сам Васнецов в качестве источника вдохновения называл «Слово о полку Игоревом», и окончательный вариант, по мнению художника, лучше соответствует знаменитому памятнику древнерусской литературы. Благодаря спокойной колористике, картина совсем не кажется излишне мрачной и страшной, крови там практически нет, лишь на богатыре слева на плаще и топоре несколько пятен. Это картина скорее печальная и умиротворяющая, показывающая скоротечность человеческой жизни перед лицом смерти, которой всё равно кто ты — половец или русский, всё равно будешь лежать на поле, а вокруг станут кружиться стервятники. Это просто иллюстрация естественного хода вещей, максимально смягчённого художником, словно кадр из современного блокбастера с рейтингом 12+.

Виктор Васнецов. «После побоища Игоря Святославича с половцами». Фрагмент

Однако некоторые критики обвиняли Васнецова в «упоении трупами», а Владимир Стасов, бывший организатором выставок передвижников и художественным критиком назвал картину условной и академичной. Как раз из-за тусклой цветовой палитры и смягчения реального положения дел. Критический почин подхватили и газеты, называя картину «воспеванием трупов». Всё это в итоге не могло отразиться на отношении к данному полотну Третьякова. Он снимал его с экспозиции, а когда выставлял, старался задвинуть в самый дальний угол.

2. «Принцесса Грёза» Михаила Врубеля

Михаил Врубель. «Принцесса Грёза»

«Принцессу Грёза» Врубель создал по заказу русского мецената Саввы Мамонтова. Тот надумал заказать оформление художественного павильона для нижегородской Промышленной выставки молодому художнику Михаилу Врубелю, логично и по-хозяйски рассудив, что тот дорого не возьмёт, но напишет быстро и красиво.

Согласно сюжету панно, молодой трубадур влюбился в прекрасную принцессу Мелисинду и отправился в дальнее путешествие, надеясь хоть одним глазком увидеть свою возлюбленную. Но вот случилось несчастье — трубадур смертельно заболел во время своего странствия, и лишь желание увидеть принцессу Грёз поддерживало в нём жизнь. Преодолевая все тяготы болезни и пути, он наконец добрался до Мелисинды и умер у неё на глазах.

Михаил Врубель. «Принцесса Грёза». Фрагмент

А на панно изображён корабль, лежащий трубадур и бесплотный образ прекрасной принцессы Грёз, склонившийся над влюблённым юношей.

Но заказ сделанный Мамонтовым практически никому не известным «какому-то Врубелю» очень не понравился руководителям Академии художеств. Те направили в Нижний Новгород комиссию, и она рекомендовала снять панно с экспозиции, мотивируя подобное решение его «нехудожественностью». Но Савва Мамонтов с подобным решением был не согласен, ему то панно понравилось, да и не должны какие-то столичные художники указывать, что и как выставлять Мамонтову на организованной им выставке. Он распорядился построить для панно отдельный павильон и назвал его просто и без затей — павильон Врубеля. Подобной чести не был удостоен ни один художник. Это привлекло в павильон толпы зевак — всем было интересно посмотреть, что такое написал Врубель и за что ему оказана такая честь.

Вот только после выставки картина бесследно исчезла, а Третьяков даже и не думал приобретать для своей галереи «нехудожественное» панно малоизвестного на тот момент художника. Но история получила продолжение. В 1954 году стали разбирать пристройку к Большому театру и случайно обнаружили там огромный (14 х 7,5 м), очень пыльный и грязный холст, на котором нашли надпись: Михаил Врубель. Холст выставили на свет божий, бережно отреставрировали, и теперь он находится в Третьяковской галерее.

3. Илья Репин. Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года

Илья Репин. Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года

Впервые эта картина Репина была представлена на 13 выставке передвижников. Она вызвала немалый ажиотаж, зрители выстаивали многочасовые очереди, желая увидеть «то самое» полотно. На выставке дежурили жандармы, во избежание всяческих происшествий. Но происшествие всё же случилось.

По сюжету картины Иван Грозный в припадке гнева убил своего сына. Дата этого преступления — а как иначе назвать подобное деяние, точно известна — 1 марта 1581 года. Но спустя ровно триста лет произошло ещё одно преступление — убийство народовольцами императора Александра I. Репин видел в подобном совпадении особую связь, потому и решил написать картину на столь сложную и неоднозначную тему. Было и ещё условие, на первый взгляд, малозначительное, но всё же важное для самого́ Репина. В Испании он незадолго до работы над полотном побывал на корриде и это зрелище, а в особенности как на него реагировала толпа, произвело на художника сильное впечатление.

«Несчастья, смерть, вид крови притягателен и составляют влекущую к себе силу» — писал художник. Живи Репин в наше время, наверняка с таким мнением он снял очередной кровавый блокбастер про Вторую мировую войну, но, к счастью, в XIX веке ограничился лишь написанием этого незаурядного полотна.

Ради этого полотна Репин организовал отдельную комнату. В качестве прототипа Ивана Грозного выступил чернорабочий, случайно встреченный художником на рынке, а для образа сына позировал известный русский писатель Всеволод Гаршин.

Портрет Всеволода Гаршина

Писать эту картину Репину было тяжело и дело не в каких-то чисто технических нюансах. Художнику было просто страшно, когда страх захватил художника полностью, то тот задёргивал холст занавеской, но спустя какое-то время неодолимая сила вновь влекла Репина к неоконченному холсту.

Картина была подвергнута жёсткой цензуре, русский император Александр III лично издал указ, запрещающий эту картину выставлять на всеобщее обозрение. Третьякову полотно понравилось, но он был вынужден его хранить отдельно в комнате, где не было доступа для остальных посетителей. Снятию запрета поспособствовал придворный художник Алексей Боголюбов, сумевший убедить императора, отменить его.

Было и несчастье во время премьерного показа. Один иконописец-старообрядец накинулся на картину с ножом и изрезал её. Боголюбов и Репин потом долго восстанавливали полотно. Сейчас эта картина храниться в Третьяковской галерее и хочется надеяться, что больше никогда не подвергнется цензуре и ни один безумец с ножом не накинется на неё


Картины, графика, фотография, малотиражные печатные издания, товары профессиональных крафтеров на сайте artalebrio.com

19-20 ноября ждем всех ценителей прекрасного на арт ярмарку "АРТ и точка" с 12:00 - 20:00.

Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен VK TG Youtube FB IG

автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!