В 1910 году Зинаида Серебрякова написала автопортрет «За туалетом» который произвёл фурор на петербургской выставке Союза русских художников. Он удивил всех — маститых художников, критиков, зрителей. Казалось невероятным, что обычная скромная девушка, считающая главным в своей жизни воспитание детей, не принимающая участие в художественной тусовке, вдруг написала картину, ставшую настоящим явлением в русском искусстве.
За туалетом. Автопортрет. 1910
Вообще, женщин-художниц в России было мало — можно вспомнить, к примеру, Наталью Гончарову, но и она зачастую следовала в творчестве за своим мужем Михаилом Ларионовым. А мужем Серебряковой был её двоюродный брат Борис Серебряков, который занимал видную должность в железнодорожном ведомстве и к миру искусства имел отдалённое отношение. Зато остальные родственники и родители были людьми творческими, достаточно вспомнить дядю Зинаиды Серебряковой знаменитого художественного критика Александра Бенуа. Впрочем, Серебрякова автопортретом смогла удивить и его.
Баня
Возможно, дело в новаторстве и незаезженности художественного восприятия Серебряковой. Её автопортрет — воплощение радости бытия, связанной с мироощущением самой Зинаиды Серебряковой, своеобразный гимн молодости, семейного счастья и жизнелюбия. Глядя на этот автопортрет, невольно заряжаешься хорошим настроением и начинаешь завидовать художнице — как хорошо быть любимой и молодой, радоваться каждому дню и своему отражению в зеркале.
Автопортрет со свечой. 1911
А ведь она была настоящей красавицей: спокойный, несколько лукавый взгляд, копна тяжёлых волос, которые можно долго расчёсывать, получая удовольствие от самого процесса прихорашивания перед зеркалом — всё же Серебрякова была в первую очередь женщиной, матерью и женой, а уж потом художницей. Творчество никогда не являлось для неё абсолютной самоцелью, вопреки семейной жизни, как для Эдгара Дега.
Полулежащая обнажённая
Перед Серебряковой много чисто женских атрибутов — склянки, помады, заколки и прочее. Но ничего из этого художница на автопортрете не использует — её красота абсолютно естественная, и в этом особенная прелесть. В ту зиму Серебрякова жила в имении Нескучное, её муж поехал в командировку по своей работе, Зинаида осталась присматривать за детьми. Впереди её ждёт сложный, хлопотливый и насыщенный день, но пока есть время пожить немного для себя, и полюбоваться своим отражением в зеркале.
Балетная уборная. Снежинки (Балет «Щелкунчик»)
Кстати, зеркала на картине мы не видим, но оно само собой подразумевается, отделяет нас от героини автопортрета. И в этом уже явные признаки некого модерна, хотя сама картина, конечно, написана в стиле реализма, которому Серебрякова всегда отдавала предпочтение — да и иначе и быть не могло — всё-таки она в своём творчестве испытывала влияние своего дяди Александра Бенуа, который различный авангард и модерн не слишком жаловал.
Балетная уборная
Впрочем, Бенуа углядел-таки в том автопортрете элементы модерна, и не преминул напомнить Зинаиде об этом. Но вот сама художница с ним была не согласна, по её мнению, картина — чистой воды реализм, без какой-либо игры с прочими стилями.
Автопортрет. 1930.
Потом будет всё иначе. После революции придётся покинуть любимое имение Нескучное, в котором она провела столько счастливых дней, муж рано умрёт от брюшного тифа на руках Серебряковой, а ей самой придётся писать совсем иные картины, уже не для того, чтобы показать, как она счастлива, а из-за необходимости прокормить своих детей. Но в 1910 году у Серебряковой пока ещё всё хорошо, что и воплотилось в самом светлом автопортрете в русской живописи.
Приобщиться к миру прекрасного и инвестировать в вечные ценности, пообщаться с авторами и выбрать картину - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com
автор статьи Михаил Федорин
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи