Эмиль Нольде (1867-1956 гг.) — немецкий художник-экспрессионист, мастер картин маслом, акварели и оригинального сочетания цветов.
Из-под кисти Нольде появлялись мрачные пейзажи, портреты, зачастую выполненные в гротескной манере, когда художнику удавалось показать доминирующие черты изображаемого им человека, и не всегда они были безобидными, сцены из Библии. Но ему пришлось сотрудничать с нацистами и это тёмное пятно на биографии отравляло художнику всю последующую жизнь.
ам он был из крестьянской семьи, родители работали на земле, и казалось бы, судьба Эмиля была предопределена. Кроме Эмиля, у его отца и матери было ещё четверо детей и все они были фермерами.
Но Эмиль, вопреки воле родителей, захотел стать художником, поступил в Фленсбургскую школу художественных ремесел. Там, видя определённые художественные способности мальчика, решили оставить его учиться, да и родители постепенно сменили гнев на милость, логично рассудив, что художники зарабатывают не в пример больше крестьян, вдруг получиться Эмилю наконец пробиться в люди. Хотя вначале Эмиль был простым резчиком по дереву, изготовлял мебель на заказ. Но такая работа ему не очень нравилась, не было возможности в должной мере проявить свои таланты. Его всегда привлекала работа с цветом, в которой он достиг больших высот, а для изготовления мебели подобные навыки не требовались. Не случайно про Нольде говорили: «он видит мир не в линиях, а в красках».
Потому Эмиль вскоре оставил своё ремесло резчика и стал художником. А навыки работы с деревом ему пригодились при создании скульптур и гравюр, в которых он также добился определённых успехов.
Однако Эмиль родные корни и своих родителей не забывал, даже когда стал известным художником. Его псевдоним Нольде как раз и произошёл от названия деревни, где он родился и провёл детство.
Сам Нольде считал себя немецким художником, хотя имел и датское гражданство. Всё дело в том, что деревня, где он родился, после Первой мировой войны перешла к Дании. Но Нольде оно не было нужно, он всегда относил себя к немцам и болезненно переживал поражение своей страны в Первой мировой войне и вынужденную выплату контрибуций.
Первый успех к художнику пришёл в 1900 году. Тогда он написал австрийские горные вершины Мерх, Юнгфрау и Эйгер, но вместо обычного и скучного пейзажа, которые до него уже нарисовали десятки художников, он поступил оригинальнее — изобразил на картине вершины с узнаваемыми контурами, но стилизованные под человеческие лица.
У каждой из них был свой характер, свои эмоции, своё выражение на лице. Задумка понравилась многим — в ней сочетался гротеск, ирония и нестандартный взгляд на мир, так важный для любого настоящего художника.
Нольде не чужд был дух предпринимательства — возможно, сказалась крестьянская закваска, потому он, видя, что картины в подобной стилистике успешны, выпустил серию открыток с их изображением, которые хорошо продавались. Так Нольде стал достаточно известным и обеспеченным человеком, можно было полностью посвятить себя искусству, а не браться за ремесленные заказы.
Возможно, живи он несколько позже, то мог бы стать неплохим иллюстратором книг в стиле фэнтези — по крайней мере с фантазией у Нольде всё было в порядке, а на своих ранних работах он иногда изображал фантастических существ, часто достаточно жутковатых.
В 1902 году Нольде женился. Его избранницей стала датская актриса Ада Вилструп. Она взяла псевдоним Нольде, то есть такой же, как у мужа. Именно тогда Эмиль Хансен — настоящее имя Нольде, надумал сменить фамилию, в угоду более благозвучной и интересной Нольде. Актриса стала пропуском в мир берлинской богемы, куда простому крестьянскому парню вход был заказан.
Но популярный художник и муж известной актрисы — другое дело. Самому Нольде это было выгодно — появились новые заказы, выгодные в материальном и творческом плане. Он стал писать портреты известных танцоров, певцов и актёров, неоднократно изображал и свою жену.
Его работы отличались удивительным и ярким сочетанием цветов, некоторым искажением обычных пропорций, выпячиванием на первый план интересных для Нольде чёрт характера. По картине можно определить, что из себя изображённый на ней человек представляет, понять отношение к нему художника, которое не всегда было безобидным и положительным.
Для Нольде важна было эмоциональная составляющая картины, но не всегда эти эмоции были положительные, как и на картинах многих других художников-экспрессионистов выходили на первый план сильные переживания и общее впечатление автора.
Берлинская богема с удовольствием заказывала картины Нольде — его взгляд на мир, выраженный в картинах, был необычным, интересным, людям хотелось посмотреть на себя со стороны с точки зрения талантливого художника, каким и был Эмиль Нольде. Традиционная портретная живопись уже такого интереса не вызывала — зачем она нужна, если стали повсеместно распространяться фотографии, иное дело — картины экспрессиониста Нольде.
А Нольде заработав достаточно денег на заказах портретов берлинских знаменитостей много путешествовал, объездил почти всю Европу, а потом решился на совсем уж экзотическое путешествие в Новую Гвинею. Он отправился туда в составе научной экспедиции — там нужен был способный художник, который бы смог зарисовать местные виды и внешность туземцев. Оттуда Нольде привёз много работ, поездка вышла выгодной в творческом плане и никто до него ещё не рисовал аборигенов в манере экспрессионистов.
Устав путешествовать и заработав достаточно денег, Нольде решил основательно обустроиться неподалёку от тех мест, где он родился и где прошло его детство. Так появился собственноручно спроектированный им дом, в котором помимо жилых комнат находилась и картинная галерея, о которой художник давно мечтал.
Вокруг дома его жена организовала несколько больших цветников, показав себя отличным садовником. А Нольде нарисовал их, так появились цветочные акварели этого художника.
Но есть в его биографии и неоднозначные моменты. Так в 1934 году Нольде стал членом НСДАП. Поначалу он, как многие другие немцы, разделял идеи национал-социализма. Некоторые работы Нольде, выполненные в классической манере покупали видные немецкие функционеры.
Он даже заработал репутацию «придворного художника», но лояльность властей длилась недолго. Вскоре национал-социалисты организовали выставку «Дегенеративное искусство», в которую отбирали со всех германских музеев картины экспрессионистов и авангардистов. В неё попали около 30 картин Нольде — будущим фашистам не понравились работы, обыгрывающие библейскую тематику.
Стало ясно, что на художника начались гонения, и в 1941 году Нольде полностью запретили писать и продавать картины.
Но художник, которому к тому времени уже исполнилось 74 года, не мог без творчества. Он перешёл на акварели, чтобы не выдать себя запахом масляной краски, а получившиеся работы старательно прятал. До конца Второй мировой войны Нольде успел написать свыше тысячи акварелей, то есть почти каждый день появлялась новая работа. Впоследствии, когда ситуация изменится и запрет на творчество будет снят — хотя наверняка он не был строгим, иначе художник не смог бы написать столько акварелей, Нольде планировал нарисовать по их мотивам «настоящие» по мнению художника, картины маслом.
Умер Нольде в возрасте 88 лет, оставив после себя сотни картин, многие из которых сейчас находятся в крупнейших музеях. Как художник он был великолепен, а вот как человек — Нольде хоть и пытался всеми силами сделать из себя жертву нацизма, но был приверженцем многих идей национал-социализма и антисемитом. Подобные неприглядные факты раньше замалчивались, однако сейчас они стали достоянием общественности.
С другой стороны, нельзя отрицать всё достоинства его картин, а сам Нольде писал: «только художник, отделённый от человека может по-настоящему быть творцом»
Для любителей и ценителей творчества современных авторов на пространстве онлайн маркета artAlebrio вы можете познакомится и купить произведения напрямую у автора.
Подписывай на нас в соц. сетях
автор: Михаил Федорин
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи