ru
ru
Главная | Арт блог | Портрет для спиритического сеанса, улика для следствия и вызов обществу. Три портрета русских художников со своей историей.
Назад
Портрет для спиритического сеанса, улика для следствия и вызов обществу. Три портрета русских художников со своей историей.

Портрет для спиритического сеанса, улика для следствия и вызов обществу. Три портрета русских художников со своей историей.

Поделиться в соц сетях:

Русская живопись всегда славилась отличными портретами, это был первый жанр, в котором начали творить художники. Масштабные исторические полотна, картины на религиозную тему, бытовые сцены, столь любимые передвижниками Репиным и Перовым, и пейзажи, в которых особенного мастерства достигли Шишкин и Левитан появились позже. Потому мы и поговорим о портретах, тем более за некоторыми из них скрывается интересная история создания, да и персонажи, изображённые на них, зачастую были очень необычными.

Незнакомка конца XVIII века

Неизвестный художник. Портрет неизвестной дамы. Конец XVIII века. Стекло, масло.

На первый взгляд картина совершенно рядовая, которой место исключительно в запасниках любого музея. Неизвестный художник, неизвестная дама, да и филигранной работой похвалиться этот портрет не может. Но есть несколько необычных деталей. Этот портрет написан на стекле, что совершенно удивительно — есть же холсты, в крайнем случае подготовленная деревянная доска, бумага, зачем же усложнять себе жизнь и писать на столь хрупком материале, на который ещё и краска (тех времен) ложится намного хуже?

На самом деле эта картина использовалась для спиритических сеансов, ставших очень популярными в то время. И играла она роль духа, которого так старательно вызывали участники спиритического сеанса.

Эта картина создавала изображение, которое проектировалось посредством «волшебного фонаря» на стену комнаты, в которой вызывали духов. Эффект наверняка был всегда впечатляющим — таинственный полумрак, освещаемый лишь небольшими свечами, напряженный голос ведущего и вдруг появляется она — дама из прошлого, и не простая, а сама французская королева Мария-Антуанетта.

Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Марии-Антуанетты с розой

Участники охали, вздыхали, задавали интересующие их вопросы и расходились довольные, а организаторы подсчитывали прибыль.

Портретное сходство тут и не требовалось, но нужна была какая-нибудь отличительная деталь, характерная именно для этого человека. Мария-Антуанетта была страстной модницей и носила очень высокую причёску, по которой её и узнавали. Да и вызывали её дух часто — казнь королевы в 1793 году всколыхнуло всё российское общество — событие то было свежее и широко обсуждаемое, многие восхищались её мужеством и самообладанием во время казни и хотели расспросить дух королевы обо всех подробностях. Она нечаянно наступила палачу на ногу и извинилась перед ним. «Прошу меня простить месье» — вот последние слова французской королевы.

Василий Тропинин. Портрет К. Равича

Василий Тропинин. Портрет К. Равича.

Константин Равич заказал портрет бывшему крепостному, получившему вольную лишь на 47 году жизни, Василию Тропинину. Но известен как живописец Тропинин был уже давно, однако брал за свои работы пока не очень дорого, хотя в его активе уже были замечательные портреты, в том числе и знаменитая Кружевница.

Василий Тропинин. Кружевница

Тропинин написал Равича в домашнем халате и непричёсанного, с растрёпанными волосами — этакий вольнодумец-романтик, умеющий находить вкус в жизни, и предаваться простым удовольствиям, человек простой, весёлый, не чванливый и либеральный, чуждый ненужных условностей.

Кстати, Равич был большим любителем играть в карты на крупные суммы денег. И однажды во время игры его соперник умер от инфаркта - сердце не выдержало долгой и напряжённой игры. Началось следствие, и полицейские посчитали — Равиц просто подсыпал яду, чтобы вывести соперника из строя, затуманить его сознание, спровоцировать на бездумную игру с крупными ставками и сорвать банк. Да вот не рассчитал с дозой и его оппонент умер. А яд был спрятан в рукавах того же самого́ халата, что и на портрете. В общем, детектив вполне в духе Акунина или Сечина. Но Равичу не позавидуешь — его посадили в тюрьму, а следствие продолжалось очень долго — целых 7 лет, и приговор был неутешительный — каторга в Сибири. В Москву Равич так и не вернулся.

Михаил Нестеров. Амазонка

В 1906 году русский художник Михаил Нестеров — автор той самой знаменитой картины «Видение отроку Варфоломею» написал портрет впечатляюще красивой и элегантной девушки, в дорогом и изысканном платье для верховой езды.


Михаил Нестеров. Амазонка

Это его родная дочь Ольга Нестерова-Шрётер и Нестеров её искренне любил, возможно, больше всех своих остальных своих детей. Вот только судьба её сложилась не очень счастливо и если присмотреться видно, что у неё не совсем обычная причёска — на одной стороне волосы густые и относительно длинные, а вот на другой, несколько скрытой поворотом головы на портрете, волосы намного короче. Чем-то всё это напоминает прическу каторжника, но не вериться, что столь изысканная дама была под следствием и на каторге.


Михаил Нестеров. Амазонка. фрагмент

Она и не была. Всё дело в перенесённой операции с трепанацией черепа, потому и волосы коротко острижены. Портрет написан спустя некоторое время после неё, и явно показывает, что в целом операция была успешной.

А вот портрет Ольги кисти Нестерова до операции. Причёска нормальная, но девушка явно нездорова — полусидит в кресле, чувствуется сильная слабость и недомогание.

Михаил Нестеров. Портрет дочери. 1906.

Зато послеоперационный портрет показывает, что с ней всё хорошо — она уже может позировать на природе, а Нестеров очень любил писать именно в таком ключе, показывающим единение человека и окружающей местности. А ещё портрет написан в стиле модерна — элегантная красная шапочка, смелость во взгляде, пренебрежение условностями — мало кто осмелиться навечно запечатлеть себя со столь непривычной причёской. Неудивительно, что эта картина стала очень популярной.

Зачастую портреты в стиле модерна отличались чувственностью и фривольность, чем-то напоминали работы Фрагонара и Буше, как на картинах русского художника Константина Сомова.

Константин Сомов. Влюблённый Арлекин.

Женщина на них казалась объектом вожделения, так на неё могли бы смотреть молодые, крепкие, холостые и не отличающиеся особыми моральными условностями мужчины.

Взгляд же Нестерова другой — любящего и заботливого отца, потому и фривольности в картине минимум, только искренняя любовь и гордость за свою дочку, которая стойко переносит все эти испытания.

И несмотря на все операции, и пребывание уже в советское время в лагерях Ольга Нестерова-Шрётер прожила 87 лет. Воистину, есть женщины в русских селениях.


Купить картину современных художников можно на сайте галереи artalebrio.com.

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram

автор статьи Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!