Михаил Нестеров (1862–1942) — русский художник-передвижник, специализирующийся не на бытовом жанре и обличении пороков общества, столь характерных для работ передвижников, а на иконах и портретах. Даже его самая известная работа — «Видение отроку Варфоломею» стилистически и сюжетно напоминает своеобразную икону.
Видение отроку Варфоломею
Но при этом Нестеров умудрился получить Сталинскую премию в советское время и даже отказался писать портрет Сталина, смело заявив: «ваше лицо мне всё меньше нравиться». Впрочем, ему уже тогда было всё равно — слишком давали о себе знать прожитые годы. О необычной судьбе Михаила Нестерова мы и поговорим в этой статье.
Нестеров на своих картинах не любил изображать предельные эмоции и человеческие страсти — в этом плане его картины полная противоположность полотнам великого Караваджо. Возможно потому, что и в жизни он был человеком спокойным и тихим, которому ближе умиротворённое созерцание, смирение перед Богом и судьбой. Жизнь внутренняя привлекала художника куда больше, нежели страсти людские, он был истинно верующим и совершенно небезосновательно — чудо и религия сопровождали его с самого рождения.
Святая Русь
Маленький Миша родился в купеческой семье, вот только его родителям катастрофически не везло с детьми. Он был десятым, а восемь его предыдущих братьев и сестёр умерли, не дожив и до двух лет. Вскоре совсем разболелся и Миша, отец даже пошёл заказывать панихиду, а мама стала истово молиться о здравии. И удивительное дело, постепенно он пошёл на поправку. Разумеется, потом, когда Миша вырос и смог осознавать эту историю, родители ему всё рассказали. Он был глубоко потрясён и уверился — в жизни всегда есть место Богу и чуду, а иначе и жить не стоит.
На Руси (Душа народа)
Способности мальчика к рисованию родители и учителя заметили достаточно рано — уже в 10 лет, но учиться ему пришлось долго и старательно, сначала в Московском училище живописи, потом в Академии художеств, откуда вновь вернулся в Московское училище. Итого 9 лет. Впрочем, они прошли не зря, Нестеров постепенно постигал мастерство художника, а своим лучшим учителем считал знаменитого передвижника Василия Перова. В подражание его стилю даже написал несколько картин, например, «В снежки», однако быть простым копиистом, художником без своего видения живописи ему очень не хотелось.
В снежки
Настолько, что даже во время работы над фресками Владимирского собора боялся, что их сочтут похожими на фрески Виктора Васнецова. Потому и переделывал несколько раз.
Нестеров был очень упорным и старательным художником, «терпение и труд всё перетрут» — это как раз про него. Почти все свои работы он переделывал по множеству раз, добиваясь идеала, однако всё равно почти всегда оставался ими недоволен.
Лисичка
Во время работы над своей самой знаменитой картиной «Видение отроку Варфоломею», он даже порвал первоначальный вариант — нечаянно конечно, просто от многочасовой работы закружилась голова и художник потерял сознание. Хорошо хоть эта картина сохранилась, а то многие свои полотна он просто уничтожил на манер Гоголя, которого совсем не устроил второй том «Мёртвых душ», и писатель порешил, что ему место в огне. Воистину, иногда излишняя требовательность к своим творениям может быть только во вред. Нестеров же был очень недоволен своими фресками, которыми расписал церковь Александра Невского в Абастумани, хотя он над ними корпел несколько лет, выписывая с не меньшей тщательностью, чем Микеланджело Сикстинскую капеллу. Но при всём этом был очень самолюбивым художником, даже специально инкогнито ходил в Третьяковскую галерею, чтобы увидеть реакцию посетителей на свои работы. И очень радовался, если она была положительной, а люди задерживались перед картинами.
Два лада
Нестеров не только корпел над картинами и фресками, но и успел жениться на Марии Мартыновской — девушке из небогатой семьи. Однако его отец наотрез отказался давать родительское благословение — невеста не знатная, не богатая, сам сын больших надежд не подаёт, иначе бы не занимался пустым ученичеством уже который год, а пошёл по коммерческому делу, продолжать семейные традиции. Однако Нестеров был упрям и упорен — эти качества определяли всё его творчество и образ жизни. Да и своей избраннице он говорил: «художество — это тяжкий труд, требующий полной самоотдачи не только от художника, но и его близких, если ты не готова с этим мириться, то лучше не будем и встречаться». Но тот брак был не очень удачным — Мария умерла во время родов, оставив Михаилу маленькую дочку. Он безутешно горевал, однако забота о дочери Ольге вернули его к жизни.
Жена художника в подвенечном платье. Урождённая Мартыновская Мария Ивановна
Возможно, помогла ещё и вера — Нестеров был истинно верующим человеком, к священнослужителям относился с уважением и потому сложно представить, что он напишет картину наподобие «Сельского крестного хода на Пасху». Хотя пьяных попов видел не раз, но это не давало ему повода обличать в картинах — зачем показывать пороки, не лучше ли изобразить идеал, к которому следует стремиться, пусть живопись пробуждает лучшие чувства, а не смех и недовольство. И он пишет картину «Пустынник», где изображён настоящий монах, человек, отринувший всё мирское ради служения Богу.
Пустынник
Именно ради веры Нестеров и расписывал храмы, отказываясь от куда более выгодных предложений, пусть даже они звучали от членов императорской семьи. Ему важнее было писать картины, которые интересны самому художнику, а деньги — пустое, по сравнению с истинным творчеством и возможностью оставить свой след в живописи.
А в 1902 году Нестеров, которому уже исполнилось 40 лет, женился на Екатерине Васильевой, моложе его на 18 лет.
Портрет жены, Е.П. Нестеровой
Ради неё он даже расстался со своей гражданской женой Юлией Урусман, от которой у художника было трое детей. Однако искренне мучился угрызениями совести и своим детям всегда помогал. Он вообще был многодетным отцом — семеро детей от разных браков, так-то завет батеньки: плодиться и размножаться Нестеров исполнил очень тщательно, впрочем, как и всё, что он делал.
Революцию он не принял, и новый уклад ему не нравился, однако и уезжать за границу, как сделали многие русские художники, например, Константин Коровин и Зинаида Серебрякова не захотел. Но жить-то на что-то нужно, потому Нестеров стал писать портреты и немало преуспел в этом жанре.
Портрет И.П. Павлова
Хотя происходящее в стране тогда Нестерова категорически не устраивало - его первую дочку Ольгу отправили в лагеря, а мужа второй дочери Натальи расстреляли. Он ничего не мог сделать, и даже Сталинская премия казалась насмешкой. «Верните дочь, не нужны мне ваши деньги» — наверняка хотел бы он сказать в высоких кабинетах, но эти слова бы ничего не решили в судьбе его близких, скорее навредили ещё больше.
И Нестеров продолжил плыть по течению, создавая портреты. Он и умер в 1942 году с палитрой и кистью в руке, пытаясь и перед смертью написать очередную картину.
Картины, графика, фотография, малотиражные печатные издания, товары профессиональных крафтеров на сайте галереи artalebrio.com
Подписывай на нас в соц. сетях
автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи