Жорж-Пьер Сёра (1859–1891) — французский художник-новатор, который стал основателем нового художественного направления — неоимпрессионизма и писал картины, нанося на холст множество небольших точек контрастного цвета через определённое расстояние, которые издалека должны были сливаться в задуманное изображение. Правда, этот способ живописи был явно не для дальтоников, но в то время о всеобщей толерантности и доступности даже не задумывались. Зато наработки Сёра впоследствии активно использовали другие художники, творившие в стиле импрессионизма и авангардизма.
Поля люцерны, Сен-Дени
В отличие от работ импрессионистов картины Сёра были вневременные, монументальные, личности отображённых на них людей практически стёрты, это скорее плакатные персонажи, где общий посыл художника важнее индивидуальных особенностей. Нечто схожее можно найти у нашего замечательного художника Александра Дейнеки, хотя ему впоследствии здорово доставалось за своё нестандартное видение.
Купание в Аньере
Лучшие картины Сёра как раз и написаны в его неповторимой новаторской манере, которая ознаменовала собой закат импрессионизма. Не все из них поначалу были безоговорочно признаны публикой и критиками, его, возможно, самое известное полотно «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» всерьёз обвиняли в непристойности. О талантливом художнике Жорже Сёра и его «непристойной», по мнению некоторых художественных критиков, картине мы и поговорим в этой статье.
Цирк
Художники далеко не всегда были любителями рассказывать о себе, но Сёра в этом отношении переплюнул всех. Он был крайне замкнутым и нелюдимым человеком, потому даже своим родителям рассказал о том, что у него есть жена и сын лишь перед своей безвременной смертью от менингита. Оказалось, он завёл роман со своей натурщицей Мадлен, та родила от него ребёнка, но, к сожалению, тот ненадолго пережил своего отца и умер в младенчестве.
Натурщицы
В отличие от многих других-художников-импрессионистов, всю жизнь едва сводящих концы с концами, Сёра родом из богатой семьи. Мама его обожала и готова оплачивать любое увлечение сына, благо они были не слишком затратными. А вот отца Сёра видел лишь раз в неделю — тот жил за городом отдельно от семьи и навещал близких по выходным, работал крупным чиновником министерства, а когда вышел в отставку, проводил большую часть своего свободного времени в собственноручно построенной молельне, где сам проводил богослужения. Интересно, сколько бы молится, в надежде хоть как-то отмолить свои грехи, пришлось бы некоторым нашим чиновникам? В общем, человек со странностями, и Жорж-Пьер Сёра пошёл в него.
Сена в Курбевуа
Сёра поступил в Школу изящных искусств, всерьёз увлёкся творчеством неоклассициста Доминика Энгра, и все ожидали, что он будет писать картины в академическом ключе, декоративные и правильные, которые не стыдно повесить на стену в богатом доме. Но всё пошло по-другому.
Учиться Сёра не любил, потому спустя два года из Школы ушёл. Зато посетил четвёртую выставку импрессионистов и был впечатлён выставленными там картинами Дега и Моне. «Но так может писать только истинно творческая личность, а что если разработать метод, согласно которому создавать картины может любой» — примерно такой был образ мыслей Сёра. В итоге появился пуантилизм, при котором картины и представляют те самые точки чистых цветов. Свои картины он создавал в этой нестандартной технике, сначала «Купание в Аньере», а потом и нашумевший «Воскресный день на острове Гранд-Жатт».
Воскресный день на острове Гранд-Жатт
Благодаря точкам, рисунок на этой картине очень чёткий и яркий, фигуры монументальны, композиция чётко продумана, это не момент здесь и сейчас, скорее размышление художника о морали и приличиях в обществе. Всё просто — Гранд-Жатт был местом воскресных прогулок многих состоятельных господ, которые не против провести вечер в приятной компании с девушкой. Потому это место облюбовали куртизанки и проститутки. Общая атмосфера расслабленности и непринуждённого веселья позволяла им легко находить клиентов.
Например, нарядно одетая девушка в элегантной шляпке с удочкой в руках явно дожидается, когда к ней подойдёт богатый любитель ночных удовольствий, а удочка — это так, для приличия, её интересует совсем иная рыбка. Да и на поводке у чинно прогуливающейся дамы идёт не собачка, а обезьянка, которая в то время считалась символом похоти и разврата. Так-то было от чего возмутиться добропорядочным обывателям, хотя, возможно, некоторые просто увидели там самих себя.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи