Михаил Шемякин (1943 - н.в.) — настоящий художник-космополит, родившись в Советском Союзе, он — непонятый и отвергнутый, вынужден был в начале 1971 году уехать за границу. Сначала обосновался в Париже, а в 1981 году получил американское гражданство и перебрался в США. Он человек убеждений и непреклонной воли — а как ещё можно назвать творца, который пошёл против системы, и основательно пострадал за свои идеи и свой путь в искусстве. Можно по-разному относиться к его творчеству, но упорство, с которым Шемякин отстаивал своё право на самовыражение всё же достойно уважения. О жизни и творчестве авангардиста Михаила Шемякина мы и поговорим в этой статье.
Бегун
Мама будущего художника актриса Юлия Предтеченская работала в театре на Таганке, а отец — Михаил Шемякин служил в армии полковником. Понятное дело, поначалу супруги были разделены, поскольку шла Великая Отечественная война, и кадровые военные нужны были на фронте, но никак не в Москве. Но вскоре после рождения первенца, которого назвала в честь отца, мама переехала к своему мужу в Дрезден, где семья жила 14 лет. Так-то Миша всё детство и начало отрочества провёл в восточной Германии, выучил немецкий язык, хотя своим родным считал русский, на котором говорили в семье. Отношение к победителям-русским в Восточной Германии было неоднозначным, слишком много могли предъявить немцы личных счетов к нашим солдатам и членам их семей, просто потому, что во многих немецких семьях были погибшие на фронте, а это полностью простить и забыть невозможно. Возможно, это всё с детства закалило характер Михаила, сформировало ту непреклонность и желание идти до конца за свои убеждения и свою правду, которые отличали его всю жизнь.
Тень и Я
Только в 1957 году Шемякины, наконец, могли переехать в Ленинград. Жили в коммуналке, где о хороших условиях можно было только мечтать. И уже в этом возрасте Шемякин хотел стать художником, пусть даже вопреки воле отца. Всего лишь за одну ночь он нарисовал иллюстрации к знаменитой «Сказке о царе Салтане» Пушкина и был принят в художественную школу при Институте живописи им. И. Репина. Но закончить образование Михаилу не удалось — его отчислили с удручающей для советского времени формулировкой «За эстетическое развращение товарищей» — просто рассказывал им о жизни в ГДР, а заодно о западных книгах, фильмах и картинах европейских авангардистов. Один из них всё же донёс «куда следует» и Шемякина отчислили как неблагонадёжного.
Наступили сложные времена. Пришлось трудиться на самых низкоквалифицированных и низкооплачиваемых работах: чернорабочий, разносчик почты, вахтёр, и наконец — такелажник в Эрмитаже. Последнее место работы Шемякин ценил, поскольку была возможность копировать картины старых мастеров. Но на одном повторении работ прошлого художник не остановился - экспериментировал с формой и цветом, создавал картины в стиле авангарда, без малейшей надежды их когда-нибудь выставить для широкого обозрения.
Всадник
Правда, помимо написания картин, основательно злоупотреблял спиртным, в его комнатке в коммуналке до самого утра шли задушевные разговоры о смысле жизни и искусстве, иногда чересчур громкие. Наконец, терпение соседей лопнуло и они донесли на него в КГБ. Те осмотрели его картины, поговорили с похмельным, так и не пришедшим в себя художником о Боге, дьяволе и его видах на искусство и советскую действительность и недолго думая отправили того в психиатрическую больницу. Там он провёл полгода и лишь вмешательство матери-актрисы, имеющей определённое влияние и нужные знакомства позволило ему вернуться домой.
Шемякин устроился разнорабочим при Эрмитаже — в той бригаде, где он работал, вообще были в основном одни непризнанные художники. Спустя два года директор, наконец, организовал выставку их работ, что, возможно, было опрометчивым решением — проблемы были и у рабочих, и у директора. Шемякина уволили, в доме несколько раз производили обыски, конфисковали несколько особенно авангардных картин, и зарубежные книги, которые были запрещены в Советском союзе. Хотя хорошо, что времена были не такие, как в 30-е годы, хрущёвская оттепель всё же давала свои плоды, иначе судьба Шемякина могла бы сложиться совсем печально.
Михаил Шемякин в настоящее время
А так в 1967 году Шемякин стал организатором художественной группы «Петербург», где искал новые формы выражения для написания икон. Он вообще был очень религиозным человеком и два года провёл в качестве послушника в Псково-Печёрском монастыре. Постепенно Шемякин стал проводить различные выставки своих картин, которые не очень-то нравились художественным критикам, советским чиновникам и советским художникам, творивших в стиле соцреализма. Его творчество было слишком новаторским для Советского союза, слишком выделяющиеся из общей канвы.
Зато на Западе оно было очень востребованным, потому и Шемякин со своей женой Ревеккой Модлиной решил перебраться за рубеж. Путь к этому был достаточно извилист. Вначале супругам пришлось развестись, потом Модлина с дочерью благодаря посредничеству галериста Дины Верни поехала в Париж. Спустя некоторое время в тот город отправился и сам Шемякин, правда, отъезд был очень поспешным, ему не дали даже собрать все свои личные вещи, не говоря уж о коллекции картин.
Эскизы костюмов к балету «Щелкунчик» в Мариинском Театре
Однако он написал новые, и в середине 1970 организовал свою выставку при посредничестве дизайнера Жана Клода Гобена. Авангардизм Шемякина на западе был востребован, вскоре пошли хорошие заказы на новые работы, а цены на картины художника держали на приличном уровне. Шемякин много работал — писал картины и лепил скульптуры, способствовал продвижению русских художников-авангардистов и даже издавал журнал «Аполлон». Однако вскоре во Франции ему показалось скучно — слишком всё было спокойно и предсказуемо, потому он решил перебраться в Нью-Йорк. Там бешеный темп жизни, напоминающий московский, ему пришёлся по душе, а потому в 1981 году он стал гражданином США и переехал туда на постоянное место жительства.
В начале 90-х стал работать и в России, в частности, приложил руку к созданию памятника Петру 1, расположенный на территории Петропавловской крепости. Правда, несколько исказил пропорции — тело оказалось в полтора раза больше, чем голова, и это вызвало множество споров и противоречивых мнений, не всегда приятных для художника.
Памятник Петру I в Петропавловской крепости
Была ещё работа над знаменитым памятником «Дети — жертвы пороков взрослых». Тут стиль Шемякина во всей красе — фигуры взрослых, олицетворяющие различные пороки откровенно гротескные, фантастические, напоминающие неких чудовищ, что опять-таки вызывало возмущение у консервативно настроенной публики. Впрочем, Шемякину к критике своих работ не привыкать.
Дети — жертвы пороков взрослых
Сейчас он живёт во Франции в собственном замке, где недавно дал интервью Ксении Собчак, в котором рассуждал о своей жизни и притеснении русской культуры на Западе. Похоже там забыли, что истинная культура не зависит от политических моментов и не должна как-либо ущемляться, просто потому, что она вне времени и вне политики, а достояние всего человечества.
Ярмарка мастеров рукоделия и современных художников на просторах центра-дизайна Артплей 8-9 апреля. Ждем всех ценителей и любителей творчества. Обширная программа от журнала "Академия Моды". Вход свободный!
Мы в соц. сетях
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи