ru
ru
Главная | Арт журнал | ​Незаслуженно забытый русский художник, сумевший угодить всем и не потерять самого себя. Сергей Виноградов и его удивительные картины.
Назад
​Незаслуженно забытый русский художник, сумевший угодить всем и не потерять самого себя. Сергей Виноградов и его удивительные картины.

​Незаслуженно забытый русский художник, сумевший угодить всем и не потерять самого себя. Сергей Виноградов и его удивительные картины.

Поделиться в соц сетях:

Сергей Виноградов (1869–1938 гг.) — русский художник-импрессионист, писавший пейзажи и «интерьерные работы». Его картины позитивные, светлые, несут радостное настроение, в них много света и воздуха. Возможно потому, что сам Виноградов был удачливым человеком, как-то сумел ужиться и с дореволюционной действительностью и с Советской властью, несмотря на то, что писал в новом, и не шибко приветственном в то время, художественном направлении импрессионизма.

Сергей Виноградов, "Женщины у моря".

Помимо написания картин, был неплохим организатором, являлся соучредителем Союза русских художников, а под конец жизни организовывал в Америке выставки русской живописи. О позитивном человеке Сергее Виноградове, его радостных картинах и о том, как он сумел угодить всем и не потерять самого себя мы и расскажем в этой статье.

Сергей Виноградов. Автопортрет.

Сергей Виноградов родился в деревушке Большие Соли, расположенной в Костромской губернии. Отец был сельским священником, нёс в мир Слово Божие. Серёжа с ранних лет любовался золотом церковных куполов, красивой местной природой, часами наблюдал, как расписывает иконы живущий неподалёку иконописец. Рисовать начал рано, и проявлял в этом неплохие способности. Отец, видя его стремление к художествам, не стал препятствовать благому делу, и когда Серёже исполнилось 11 лет, он поступил Московское художественное училище. Понятное дело, в столь нежном возрасте самостоятельно в Москву мальчика не отправили бы, но из той деревни в училище преподавал профессор Евграф Сорокин, у которого Серёжа и поселился.

А в то время в Московском художественном училище преподавали такие мастера кисти как Константин Маковский, Василий Поленов, Илларион Прянишников. В общем, учиться было у кого, имелось бы на то желание. А желание у Виноградова имелось — с юных лет он старательно постигал всю художественную науку.

В доме

Зарабатывать на своих рисунках Сёрежа начал рано — преподаватели-передвижники организовывали выставки своих учеников, где недорого москвичи могли приобрести различные картины. И всем польза — ученики получали необходимую практику, деньги на жизнь, покупку новых холстов и красок, понимание, какой ценой даётся каждый рубль художнику, заодно учились и правильно назначать цену на свои работы, чтобы и самим что-то выгадать и покупателя не отпугнуть. Ну а покупатели могли повесить в доме вполне приличный пейзаж и жанровую сцену, написанную на холсте маслом, за которую настоящий художник, заломил бы непомерную цену.

Южная ночь

Вот только серьёзных картинных галерей в Москве ещё не было, но и из этого преподаватели находили выход, они приводили учеников в гости к коллекционерам картин, в частности, к Павлу Третьякову. Так можно было увидеть работы многих выдающихся художников — Эжена Делакруа, Камиля Коро и других. Понятное дело, не музей, но хоть что-то. Павел понимал важность для юных художников важность подобных экскурсий и не препятствовал им.

Спустя 9 лет после приезда в Москву Виноградов решил продолжить учиться в санкт-петербургской Академии художеств. Но питерский климат совершенно не подошёл Виноградову — вскоре он ослабел, заболел тифом и решил переехать в более тёплый город — Харьков. Там он работал преподавателем, благо не в пример Михаилу Врубелю имел определённые на то способности.

Летом

В Харькове Виноградов был на хорошем счету — молодой художник «с понятием», умеет и писать картины и в обществе себя показать. Все местные помещики сочли за честь пригласить Виноградова к себе в гости, особенно часто бывал Виноградов у Павла Харитоненко — крупного сахарозаводчика и очень богатого человека, который увлекался живописью и коллекционировал картины. Помимо преподавания и поездкам по гостям, Виноградов пишет картины, в основном жанровые сцены из деревенской жизни, благо доступной натуры было немало.

Ранние работы Виноградова, такие как «Пристань на Волге» 1885 года — чистой воды импрессионизм. Кстати, тогда Сергею было всего лишь 16 лет. Однако духовно Виноградов был ближе к передвижникам, но лишь в 1899 году его приняли в это общество и художник — Виноградову на тот момент было уже 30 лет, с радостью выставлял свои картины на передвижнических выставках.

Пристань на Волге

Спустя 8 лет жизни в Харькове Виноградов вернулся в Москву. Там остались друзья-художники, да и вообще, он очень соскучился по столичной жизни. Особенно сдружился Виноградов в то время с Константином Коровиным, а через него дружил и с угрюмым Валентином Серовым. Эта троица несла импрессионизм в традиционную российскую живопись — дело новаторское, не всегда приветствуется обществом и консервативно настоянной публикой.

В 1902 году Виноградов совершает путешествие в Астрахань и на русский север, именно там была написана одна из его знаковых работ «Северная деревня» где окончательно произошёл переход Виноградова к импрессионистской манере письма.

Северная деревня

А ещё Виноградов занимался организаторской работой, организовал «Выставку работ 36 художников». Многие молодые и начинающие живописцы, например, Михаил Врубель и Константин Юон, чьи работы не всегда укладывались в привычные рамки реализма и передвижничества, как раз благодаря этой выставке могли заявить о себе. Впрочем, Врубель был известен и до выставок — чего стоит только персональный павильон для его панно «Принцесса Грёза» организованный Саввой Мамонтовым.

Лучшее время для Виноградова наступило в начале 10 годов XX века. Он популярный живописец, академик живописи, чьи работы «В доме», «Играет» высоко оценены публикой и критиками. А в 49 лет он наконец женился на своей ученице Ирине Войцеховской.

Играет

Революцию 1917 года Виноградов поначалу воспринял с радостью и воодушевлением. Но глядя, как грабят дома и дворцы его недавних друзей-меценатов, как расцветает бурным цветом конструктивизм, который был ему совершенно чуждый, то переменил своё мнение.

А в 1923 году он организовал выставку русских художников в США. Представители советской власти в целом были не против — наверняка планировали выручить за совершенно ненужные с идеологической точки зрения старорежимных художников Зинаиды Серебрякова, Константина Юона, Бориса Кустодиева и Бориса Григорьева неплохие деньги. Американцы на ту выставку шли охотно — её посетили свыше 17 тыс. человек, но вот покупать картины не хотели и продажи были мизерными.

Бабы

Обратно в Москву Виноградов уже не вернулся — стал жить в Латвии, куда приехала и его супруга, писал очень много различных пейзажей, искреннее жаловался на нехватку времени для творчества, открыл собственную художественную школу. Прожить остаток жизни, занимаясь любимым делом, с любящей женой — что может быть лучше? Ему не приходилось пересиливая себя и своё мировоззрение писать пропагандистские картины в духе соцреализма, поскольку после 30 годов именно они и были востребованы советской властью. А Рига — это почти Европа, его талант там оценили по достоинству, часто проводили выставки его работ, художник не нуждался отчаянно в средствах как многие наши эмигранты, в том числе и его друг Константин Коровин.

Умер Виноградов в 1938 году — провожая своего друга в последний путь, заболел воспалением лёгких, а когда болел, то сказал своей жене: «как жалко, что я умру, как хотелось бы ещё поработать».


Купить картину, фотографии от современных авторов можно на сайте галереи artalebrio.com . Познакомится с работами вживую вы можете на ближайшей арт ярмарке АРТ и точка которая пройдет в Москве 19-20 ноября в Artplay.

Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен VK TG OK Youtube FB IG

автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!