ru
ru
Главная | Арт журнал | Досадные оплошности, которые допустил Левитан на своей картине «Вечерний звон», из-за которых её отказался приобретать Третьяков
Назад
Досадные оплошности, которые допустил Левитан на своей картине «Вечерний звон», из-за которых её отказался приобретать Третьяков

Досадные оплошности, которые допустил Левитан на своей картине «Вечерний звон», из-за которых её отказался приобретать Третьяков

Поделиться в соц сетях:

Исаак Левитан — русский художник, мастер «пейзажа настроения», один из наиболее талантливых художников-пейзажистов. Будучи меланхоликом по характеру, он куда больше любил природу, нежели людей, и она в его картинах оживала, пейзажи Левитана зачастую несут в себе человеческие чувства и эмоции и одновременно создают ощущение некой высшей гармонии, потому люди в них становятся совершенно ненужными и даже лишними.

Одни из наиболее известных картин Левитана — «Тихая обитель» и «Вечерний звон». Левитан создал «Тихую обитель» в вполне зрелом 30-летнем возрасте и она принесла ему всероссийскую известность — о Левитане заговорили, пошли более серьёзные и основательные заказы. Его признавали носителем русского национального духа. Этим полотном восхищался русский писатель Антон Чехов, художник и историк Александр Бенуа признавал, что полотно Левитана единственное светлое пятно на выставке передвижников 1891 года, где она была представлена. А ведь там были и «Взятие снежного городка» Сурикова и «Летят журавли» художника Степанова.

Василий Суриков. Взятие снежного городка

Но, по мнению Бенуа, передвижники увлеклись написанием крестьянских зипунов, позабыв за изображением «униженных и оскорблённых» понятие об истинной красоте, которая и должна быть основной в живописи. Впрочем, Бенуа принадлежал к другому творческому объединению — «Мир искусства», так-то критика эта не совсем объективна, всё же художники достаточно жёстко конкурировали между собой. Но, с другой стороны, признание конкурента куда ценнее, нежели своего собрата по художественному объединению, который может и закрыть глаза на некоторые недостатки.

А ещё удивительно, как меланхолику Левитану получилось выразить на картине ощущение полной умиротворённости и радости жизни. Это очень светлое полотно, очень жизнерадостное, хотя радость тихая и спокойная. Так чувствует себя монах после молитвы, когда все слова, обращённые к Богу, сказаны, а на душе покой и благодать. Хотя самому Левитану куда легче удавались полотна, где создаётся ощущение печали и тоски. Достаточно вспомнить знаменитую картину «Над вечным покоем», хотя благодаря написанию заброшенной церквушки и кладбища над беспредельной ширью реки создаётся непередаваемое ощущение мимолётности жизни перед вечностью.

Над вечным покоем

Перед написанием полотна «Тихая обитель» Левитан вместе со своей подругой Софьей Кувшинниковой поехал в Саввину Слободу — местечко, находящееся под Звенигородом. Там были очень красивые виды и Левитан хотел зарисовать их в этюдах, чтобы потом в мастерской, опираясь на этюды, создать очередной шедевр. Но там он вновь погрузился в чёрную меланхолию, интерес к работе у него пропал, стал говорить, что он бездарный художник и ему пора заканчивать с живописью. Но однажды Софья уговорила Левитана сходить перед закатом на прогулку. Они шли вдоль местной церкви, и предзакатное солнце удивительно красиво отразилась в позолоченных церковных куполах. Левитан стоял и смотрел как заворожённый, а когда вернулся домой, от былой меланхолии не осталось и следа. У него появилась задумка написать картину, где будет радость и красота от удивительного и гармоничного сочетания церковных куполов и речного простора.

Тихая обитель

Но картину он пока так и не написал. Пройдёт несколько лет, Левитан совершит плавание по Волге, был в Плёсе и Юрьевце, совершит поездку в Кривоозерский монастырь. Всё это отложиться у него в памяти и по мотивам увиденного он и напишет «Тихую обитель». На самом деле такого места не существует, это синтез воспоминаний Левитана, его впечатлений и понимание истинной красоты. Лишь пятиглавый храм написан с Кривоозерского монастыря, а вот по поводу прототипа колокольни не утихают споры среди искусствоведов. Выдвигают разные версии, но единого мнения нет.

«Тихая обитель» — картина уединённая, отсутствие на ней людей создаёт ощущение некоторой отгороженности от мирской суеты. Это картина о пути человека к Богу — не случайно на переднем плане находится деревянная лесенка. И путь этот в красоту и уединённость, в светлое и радостное умиротворение.

Вечерний звон

А потом была картина «Вечерний звон». Там уже есть люди — и по меркам картин Левитана их немало, она более светлая, поскольку солнце пока ещё не подошло к горизонту, там создаётся ощущение очаровательного летнего вечера, когда разносится колокольный звон, спала жара, утих ветер — иначе бы не отражались так стены монастыря. Да и простора там больше, линия горизонта дальше. Картина уже не кажется уединённой. Это полотно, так же как и «Тихая обитель», не соответствует реальному пейзажу. Левитан вместо озёр написал излучину реки.

Кстати, сама судьба монастыря сложилась печально. После революции он никому не стал нужен, в здание использовали как склад для картофеля, а когда картофель съели, там разместили беспризорников и несовершеннолетних правонарушителей — этакая «Республика Шкид» в монастырских стенах. Там, где раньше монахи молились Богу, появился совсем другой контингент, который о Боге задумывался в последнюю очередь. Впоследствии монастырь и воовсе затопили, когда построили Горьковское водохранилище.

Левитану на картине «Вечерний звон» удалось выполнить очень сложную задачу — показать звук. Нужно просто немного воображения, а Левитан подчеркнёт его переливами ряби на реке и людьми, повернувшихся к монастырю и заворожённо слушающих звук колоколов, разносился далеко по окрестным просторам. Возможно, именно потому он изобразил людей на картине, хотя не очень любил это делать и писал человеческие фигуры лишь в случае крайней необходимости. Даже на картине «Осенний день. Сокольники» Левитан великолепно прописал пейзаж парка, но что это за парк без гуляющих по нему людей? Потому ему пришлось согласиться на соавторство — фигуру девушки написал брат писателя Антона Чехова Николай Чехов.

Осенний день. Сокольники

В картине «Вечерний звон» Левитану пришлось писать людей уже самому. На переднем плане в одной из лодок, стоящих у берега, сидит женщина. Но слишком у неё мелкая фигура, особенно если сопоставить её с людьми на другой стороне реки — как-то всё это совершенно не вяжется с законами перспективы, а ведь картина написана в реалистичной манере. Очень мелкие фигуры людей и в лодке и она почему-то слишком наклонена к берегу, хотя на воде полный штиль. Так можно увидеть лишь с приличной высоты, но картина написана со взгляда человека, стоящего на берегу и глядящего на монастырь.

Тихая обитель. фрагмент

А ещё почему-то совершенно не отражаются в воде белые стволы берёз, хотя на берегу они есть.

Впрочем, всё это придирки, но факт в том, что Третьяков картину так и не приобрёл, хотя был на выставке и видел её. Однако он с удовольствием покупал полотна Левитана и платил за них приличные деньги. Картину впоследствии всё же купили богатые дворяне Ратьковы-Рожновы.

Но зато какое умиротворение и радость вызывает это полотно. Каждому хочется оказаться на месте того самого зрителя и самому послушать чудесные переливы колоколов и полюбоваться монастырём в этот чудный вечер.


Пейзаж в живописи, рисунках, фотографии от современных художников на сайте маркетплейса artalebrio.com. Выбирайте незаурядные подарки на сайте маркетплейса, покупайте искусство напрямую у автора.

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram, LiveJournal

автор статьи Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!