Энди Уорхол — человек по-настоящему многогранный, неслучайно его многие небезосновательно называют королём поп-арта — творческого направления, сформировавшегося в 50–60-годы XX века в США. Он ещё творил в стиле авангарда, абстракционизма, снимал псевдодокументальное и артхаусное кино. Но особенно прославился Энди Уорхол своими графическими работами и портретами, причём предпочитал создавать портреты актёров первой величины и глав государств, то людей оказавших большое влияние на массовую культуру и на жизнь граждан своей страны.
В своих портретах Энди Уорхол пытался показать «особенность» знаменитости, то есть те качества, которые отличают выдающегося человека от обычного. Но при этом хотел показать и тёмные стороны, выявить неприглядную правду, отделить созданный массовой культурой и пропагандой образ от его реальной сущности. Потому портреты Уорхола так популярны в мире, в них вложено немало таланта и творческих усилий, а каждый из них практически самостоятельное произведение искусства.
О пяти самых знаменитых портретах мастера поп-арта мы и расскажем в этой статье.
Портретов Мэрилин Монро Уорхол создавал немало, но самая запоминающая работа был сделана им в 1962 году и хранится она английском музее Тейт. Потрясённой безвременной смертью прекрасной блондинки — Монро умерла от передозировки барбитуратов в августе 1962 года, Уорхол решил сделать её портрет, где за основу взял кадр из фильма «Ниагара» 1953 года. Левая сторона картины цветная, фото Монро там изображено в цвете и многократно повторяется — 25 раз для любителей точности. Она олицетворяет экранный образ роковой блондинки — прекрасной, соблазнительной кинозвезды мировой величины, а правая сторона чёрно-белая, некоторые кадры там размазаны, другие едва заметны. Это её реальная жизнь — сложная, противоречивая, не всегда счастливая, наполненная непониманием и равнодушием близких ей людей. Монро разрывалась между собственным экранным образом, который желали все в ней видеть и своей реальной сущностью. Возможно, это всё душевно надломило её, а учитывая определённые проблемы с психикой кинозвёзды в итоге и привело к трагедии.
Одна из лучших работ Уорхола — портрет первой леди Америки Жаклин Кеннеди, сделанный им в 1964 году, после убийства её мужа, 35-президента США Джона Кеннеди в ноябре 1963 года. Она всегда была олицетворением стиля, изящества и красоты, идеально подходила на роль первой леди. Но вот случилось несчастье, Америка погрузилась в траур, и в каждой прискорбной статье упоминали первую леди. Людей восхищало в ней сочетание элегантности с умением переносить все удары судьбы. Она искренне любила своего мужа, и смерть стала для неё трагедией, но не сдалась, не опустилась, а продолжила вопреки всему, быть иконой стиля и хороших манер, только не сей раз с примесью безмерной грусти. Уорхол изобразил Жаклин на красном фоне, в работе доминируют резкие контрастные цвета, подчёркивающие всю глубину перенесённых ей испытаний.
Уорхола всегда интересовала личность этой актрисы, как и Монро, бывшей на пике популярности, но имевший серьёзные проблемы со здоровьем, которые скрывала от публики. На первый взгляд, картина радужная и весёлая — кадр на котором появляется Тейлор, взят из фильма «Баттерфилд 8», фон окрашен в яркий синий цвет, что в сочетание с ярко-красными губами, нежно-розовым цветом лица и зелёным мазком над правым глазом придаёт картине несколько мультяшный вид, словно Элизабет персонаж какого-нибудь диснеевского мультика. Но если приглядеться, видно, что и трагического в картине немало — слишком уж глубокие тени на левой стороне лица, которые никак не вяжутся с образом классической диснеевской девушки-красотки. Энди, разумеется, знал про закулисную жизнь звёзд Голливуда в то время, там много было такого, что не хотели они выносить на публику, иначе бы она откровенно разочаровалась в них. Именно сочетание трагической реальной жизни и яркого киношного образа так привлекает в этом портрете.
Кроме кинозвёзд и американских знаменитостей, Уорхола интересовали и знаковые политические лидеры. Один из них Мао Цзэдун, который фактически возглавлял Китай с 1949 по 1976 год, до есть вплоть до своей смерти. Возможно, сейчас Китай и не имел такого большого значения на мировой политической арене, не производил бы столько много товаров, если не своевременные реформы Мао, сумевшей превратить отсталую аграрную страну с закосневшими традициями в государство с развитой экономикой и великолепными перспективами для развития. Хотя далось это высокий ценой и немалыми человеческими жертвами. Уорхол сделал портрет Мао Цзэдуна в 1972 году и приурочил его к визиту президента США в те годы Ричарда Никсона в Китай. Визит был знаковый — тогда наконец удалось установить дипломатические отношения между странами. А в качестве основы Уорхол взял классическое пропагандистское фото Мао Цзэдуна из китайских газет и придал ему своё видение. Ему хотелось показать контраст между пропагандой и реальной сущностью человека. Явно достаточно отрицательное отношение к нему художника, впрочем, взгляды Уорхола в то время разделяли многие американцы и не думаю, что сейчас ситуация как-то изменилась.
Не оставил без внимания Уорхол и портрет Владимира Ленина. Он сделал две версии этого портрета — на красном и чёрном фоне, наиболее известной как раз и является Ленин на красном фоне, возможно потому, что простые американские обыватели так лучше представляли сущность коммунизма, поскольку красный — традиционный цвет большевиков. Эта одна из последних работ Уорхола, её он создал в 1987 году, уже на закате СССР, всего лишь за несколько месяцев до своей смерти от осложнений после операции. Критики от искусства складываются во мнении, что это вершина творческой зрелости художника, одна из его наиболее удачных работ. Уорхол сделал портрет в стиле советских агитационных плакатов, особенно если брать портрет Ленина на красном фоне, только восприятие картины совсем другое по сравнению с плакатами, оно скорее негативное, есть в этом Ленине что-то зловещее. По мнению Уорхола — это тиран, человек, готовый ради своей идеи пожертвовать жизнями тысяч людей, гениальный злодей, создавший политическую систему, с которой всю холодную войну боролась Америка. Но одновременно Уорхол отдаёт дань его влиянию на умы людей, уважает его как политического лидера и как незаурядного организатора — иначе бы никогда не могла свершиться революция.
А для любителей живописи и современного сюрреализма, на пространстве онлайн галереи artAlebrio.com. Здесь регулярно проходят арт конкурсы, онлайн и офлайн выставки - где выставляют работы современные авторы. Заказывайте произведение напрямую у автора на сайте галереи.
Подписывай на нас в соц. сетях
Дзен, VK, Tg, OK, Youtube, FB, ig
автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи