ru
ru
Главная | Арт блог | ​Незаслуженно забытый передвижник и его душевные картины
Назад
​Незаслуженно забытый передвижник и его душевные картины

​Незаслуженно забытый передвижник и его душевные картины

Поделиться в соц сетях:

Работы Алексея Корина и его творчество почти забыты, ему не удалось совершить прорыв или удивить всех невероятной техникой. Будучи художником-передвижником, он не касался политических тем, а потому оказался неинтересным для новых властей. Недостаточно романтичных мотивов, страданий, изображения угнетённых и революционного духа, зато достаточно много обаяния и душевности.

Стоит посмотреть на такую работу как «Бабушка и внучка», чтобы вспомнить знакомые каждому, приятные и близкие эмоции.

Бабушка и внучка

Родившись в небольшом селе Владимирской губернии, где писали выдающиеся иконы и миниатюры, Лёша с юных лет проникся духом творчества. У его деда была собственная мастерская, где создавались миниатюры и иконы, освоил ремесло и его дядя, обучавший племянника.

Однако у отца Лёши увлечения сына не вызвало особой радости, но тот был упрям и поехал продолжать обучение в Москве вопреки его воле. Там он сначала брал уроки в иконописной мастерской, позже поступил в Московское училище живописи, открывшее талант многих художников. Его учителями были известные художники Владимир Маковский — брат самого популярного и дорогого в XIX веке русского художника Константина Маковского, Василий Поленов и Илларион Прянишников. Но особенно ценил Алексей творчество выдающегося художника Василия Перова, которого называл своим учителем. Не потому, что Перов что-то преподавал Корину — к сожалению он умер в 1882 году, за два года до того, как Корин поступил в училище, просто его творчество, манера написания картин были для Корина источником вдохновения и, в какой-то мере, подражания. Возможно, в этом и главная проблема самого Корина — он не выработал свой стиль в живописи, его картины напоминают картины всех известных художников XIX века, в них маловато собственного авторского видения.

Любитель

С 1894 года Алексей Михайлович и сам преподавал. Современники отмечали, что учащиеся ценили Корина, который был скромным, мягким, спокойным, искренним и душевным человеком. Даже на ошибки он умел указывать максимально мягко, деликатно и тактично. Умел он слушать и доводы студентов, их мнение и точку зрения. Между прочим достаточно редкое явление среди художников, большинство из них были диктаторы, достаточно вспомнить Архипа Куинджи, который несмотря на то, что был замечательным человеком и настоящим идеалистом, всё же достаточно жестко указывал ученикам как нужно писать. Что, впрочем, не мешало Куинджи оплачивать за свой счёт их поездки за рубеж, чтобы они могли ознакомиться с лучшими картинами выставленными в европейских музеях, жить в хороших гостиницах и питаться в ресторанах. А вот когда ученики забастовали и выступили против методов и приёмов, которые навязывал им Куинджи, то разочарование его было так велико, что художник-идеалист тяжело заболел и до конца жизни утратил веру в людей.

Но вернёмся к Корину. Трудится он начал рано, с двенадцати лет работал в иконописной мастерской. Чтобы заработать, ещё студентом Корин начал писать портреты. В студенческие годы жил невероятно скромно в общежитии с четырьмя однокурсниками. Общежитие Ляпинка славилась богемным образом жизни, многие талантливые молодые люди тут попадали под дурное влияние. Проблемы коснулись и Корина, друзья-товарищи приобщили его к выпивке. Из-за своего мягкого характера художник не мог отказать своим товарищам, опасаясь их обидеть.

Опять провалился. 1894 г.

И всё же Корин обладал сильной волей, и не спился как Василий Поленов на склоне жизни. Он очень хотел закончить училище. Часть его переживаний отражены в работе «Опять провалился», которая стала одной из самых известных в творческой копилке автора. Натурщицей автора стала его тёща Александра Флегонтовна Аммосова, которая была вдовой художника-передвижника Сергея Аммосова — замечательного пейзажиста и одного из учредителей общества передвижников, умершего очень рано — в 49 лет, 15 ноября 1886 года.

Его дочь Серафиму Аммосову Корин взял в жены. Девушка приходилась крестнице Перову и племянницей Прянишникову.

После смерти мужа и отца у семьи Аммосовых были немалые материальные трудности, но передвижники помогали вдове и дочери. Чтобы получить образование в гимназии, Серафиме Аммосовой приходилось оплачивать внушительные суммы, которых у скромно живущей семьи не было, а без обучения в гимназии о поступлении в университет и получении достойной профессии можно было и не мечтать.

Ещё в начале XIX века к дипломам относились несколько проще, даже домашнее образование ценилось. В тот период во главу всего ставили связи. Ближе к концу XIX века без наличия диплома пробиться было почти невозможно. Провал на экзамене создал огромные проблемы, поэтому тогда молодой человек ещё год учился и пробовал сдавать экзамены повторно. Именно тогда была написана вторая версия картины «Опять провалился» буквально пронизанная отчаянием и отсутствием перспектив.

Корин был не первый, кто пытался передать всю остроту проблемы обучения и получения проходных баллов, и все же его эмоциональный окрас работ имел характерные черты.

Больной художник

Работу автора «Больной художник» высоко оценили передвижники и она была куплена Третьяковым. Тогда Корин болел чахоткой, что отразил даже на своём полотне. Стакан молока на столе, платок в руке и характерные красные пятна на лице заставляют прочувствовать его состояние. Тогда чахотку считали неизлечимой и верили, что молоко способно облегчить состояние больного.

В тот период времени Корин выполнял самые разные заказы, чтобы заработать на жизнь. Он писал портреты, расписывал церкви, вывески, особняки. Часть картин продавал, но выполнять работы на заказ было выгоднее. Он преподавал в учебном заведении и давал частные уроки. Конечно, на всё это требовалось огромное количество сил, но бездействие себе Корин позволить не мог.

Недостаток денег, серьёзное заболевание вытягивало из автора силы. Его супруга, которую можно видеть на заднем фоне работы, за занавеской, тоже явно грустна.


На балконе

Если посмотреть на картину «На балконе», можно представить особенности жизни той эпохи. Многие городские жители старались в середины весны до холодов жить на дачах. Почему так? Люди среднего достатка арендовали квартиры, и оплата их была высока, арендовать дачу можно было значительно дешевле, а жить на собственной и вовсе выгодно.

Рождественская ёлка

Работа Корина «Рождественская ёлка» является ещё одним отражением эпохи. Позволить себе установить и украсить ель могли лишь люди обеспеченные, поскольку в начале двадцатого века стоила она целое состояние. Доверяли эту работу служанкам, одна из которых и изображена на полотне.

Есть в творческой копилке Корина и пейзажи. Яркие впечатления у автора оставил Плёс, куда он возвращался несколько раз. Светлые тона говорят о душевном равновесии и эмоциях автора.

Плёс.

Кстати, последние его работы ближе к импрессионизму, Корин отказался от тщательного выписывания мельчайших деталей и сосредоточился на нужном впечатлении, которые эти картины производят здесь и сейчас. Подробнее о импрессионизме и выдающихся мастеров этого жанра, которых должен знать каждый уважающий себя любитель искусства можно прочитать на нашем канале.

Большое количество работ Алексея Корина заняли своё место в художественных музеях России и в частных коллекциях далеко за пределами страны. Все они пропитаны особой эмоциональностью и оригинальным взглядом художника на жизнь.


А для любителей современной живописи на пространстве онлайн галереи artAlebrio.com можно найти много достойных произведений. Здесь регулярно проходят арт конкурсы, онлайн и офлайн выставки-ярмарки - где выставляют работы современные художники мастера ремесленники. Приглашаем всех желающих на ближайшую арт ярмарку-выставки в ARTPLAY 19-20 ноября

Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, OK, Youtube, FB, ig

автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!