ru
ru
Главная | Арт журнал | С фресок этого художника и началась живопись. Почему работы Джотто опередили своё время, а его признали величайшим мастером?
Назад
С фресок этого художника и началась живопись. Почему работы Джотто опередили своё время, а его признали величайшим мастером?

С фресок этого художника и началась живопись. Почему работы Джотто опередили своё время, а его признали величайшим мастером?

Поделиться в соц сетях:

Джотто (1266–1337 гг.) —художник, которого можно смело назвать отцом Возрождения. Именно с его фресок и началась живопись в современном понимании этого слова. То есть Джотто — это первый художник, который стал писать не просто схематические иконы, а настоящие сцены из жизни, пусть и по мотивам библейских событий, а потому значение его вклада в живопись сложно переоценить. О работах Джотто, опередивших своё время, мы и поговорим в этой статье.

Его современники искренне восхищались фресками, которые написал Джотто— они разительно отличались от всего того, что иконописцы создавали до него. Те работы отчасти напоминали детский рисунок или примитивизм, фрески и иконы были предельно плоскими, лица выписаны схематично, ни о какой детальной проработки их и речи не шло, фигуры однотипные, о пропорциях художники и не задумывались.

Неизвестный итальянский мастер. Пожертвования Константина. 13 век. Фреска в монастыре Санти-Куаттро-Коронати в Риме

На той фреске даже конь со всадником висит в воздухе, а собор кажется совершенно игрушечным. И писали так не из-за недостатка таланта — просто не было необходимых знаний, и мало кто решался быть новатором в этом деле — заказы на роспись фресок и икон поступают, деньги платят, зачем придумывать что-то новое? Да и сами монахи и церковники, для которых и создавались все эти фрески и иконы не требовали ничего другого — они просто не знали, что можно писать по-другому.

И вот тут Джотто пишет свои фрески, которые кажутся прихожанам совершенным чудом. Посмотреть на них ходят толпы людей. Капелла Скровеньи стала местом паломничества. Постараемся взглянуть на фрески Джотто взглядом его современников — так лучше понять революционность его работ и огромную дистанцию между ними и предшественниками.

Фрески в Скровеньи, которые великолепно иллюстрируют всё величие таланта Джотто, показывают сюжеты из жизни Иисуса Христа и девы Марии. Всего их 39, размеры 2,5 на 2 м. Возможно, это не масштаб работы, выполненной Микеланджело при росписи Сикстинской капеллы, но всё равно потрудиться Джотто пришлось основательно.

Джотто. Благовещение святой Анне. 1303-1305 гг. Капелла Скровеньи в Падуе, Италия

На фреске «Благовещение святой Анне» показан момент, когда ангел передаёт весть женщине, ставшей матерью девы Марии, о том, что она родит дочку. Но Анна — женщина уже в возрасте, ей практически невозможно родить даже в нынешнее время, если бы жила она сейчас, что уж говорить про то, когда происходили эти события. Потому и рождение девы Марии воспринимали как чудо. А Джотто практически впервые в то время показал стареющее лицо и тщательно выписал все возрастные особенности.

Слева: неизвестный сербский мастер. Икона “Святая Анна с младенцем Марией”. 14 век. Загорский музей-заповедник, г. Сергиев-Посад, Россия. Справа: Джотто. Благовещение святой Анне

До этого о возрасте можно было судить в лучшем случае по седой бороде и волосам. То есть Джотто отошёл от привычных иконописных канонов, показал не схематичное, а реальное лицо. Но особенно важно, что фигуры на фресках Джотто объёмные, а не плоские. Это было практически впервые в европейской живописи.

Слева: Джотто. Благовещение святой Анне. Фрагмент. Справа: Гвидо да Сиена (итальянский мастер). Поклонение волхвов. 1275-1280 гг

Особенно в этом показательна фигура служанки, которая прядёт пряжу. Её фигура хоть и показана в фас, но благодаря мастерски написанным складкам на платье и использование затенения — прообраза светотени, которую особенно хорошо умел писать Караваджо, она кажется объёмной и реалистичной. Так иконы не писали, это уже ближе к обычной живописи. А ещё Джотто добавил предметы интерьера: сундук, скамья, даже полочка на стене. Это тоже было новаторством — раньше иконописцы интерьером пренебрегали или писали его максимально схематично.

Следующая по хронологии фреска — «Встреча у Золотых ворот».

Джотто. Встреча у золотых ворот. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Там показан момент поцелуя Иоакима и Анны. Иоаким сразу понял, что хочет поведать ему супруга, и искренне обрадовался этому событию. До Джотто мало кто осмеливался запечатлеть столь интимный акт выражения чувств как поцелуй, тем более с таким изяществом и искренностью.

Джотто. Встреча у золотых ворот. Фрагмент.

Важно и композиционное решение картины. Фигуры целующихся написаны ближе к левому краю, а в центре стоят две женщины — одна в белом, другая в чёрном, возможно, они символизируют радость и печаль — ведь Марии предстоит тяжкое испытание, каково это — знать, что твоему сыну уготовано быть искупителем грехов человечества?

Джотто одним из первых написал композицию картины в традиционном понимании этого слова. Он вкладывал в неё смысл, размещал фигуры не просто по плоскости, а старался придать определённый объём фреске, и даже специально переставил к левому краю главных персонажей, а в центре поместил второстепенных. Пусть о доскональном соблюдении пропорций Золотых ворот и людей речи пока не идёт, но это и не так важно. И посмотрите на аналогичную работу другого средневекового художника.

Миниатюра “Встреча у золотых ворот”. Минологий Василия II. 10 век. Хранится в Ватиканской библиотеке, Ватикан

Воистину, Джотто был настоящим новатором и гением.

Третья фреска Джотто «Поклонение Волхвов».

Джотто. Поклонение волхвов. 1303-1305 гг.

Тут он вновь отошёл от традиций. Впервые показал достаточно реалистичный фон — обычное голубое небо, по которому летит падающая звезда и гору. Раньше иконописцы просто писали фигуры святых на золотом фоне. А ещё тут нет подвешенных в воздухе лошадей и всадников, все персонажи изображены реалистично, твёрдо стоят на земле, их пропорции досконально соблюдены.

Джотто. Поклонение волхвов. Фрагмент

А главное — они напоминают обычных живых людей, со своими мотивами и естественным поведением. Мы просто наблюдаем со стороны, как могла бы выглядеть эта сцена на самом деле. Вот для сравнения две работы — до Джотто и этого мастера. Разница очевидна.

Слева: Гвидо да Сиена (итальянский мастер). Поклонение волхвов. 1275-1280 гг. Альтенбург, Музей Линденау, Германия. Справа: Джотто. Поклонение волхвов.

Искусствоведы считают, что Джотто написал не просто падающую звезду, а взял в качестве примера комету Галлея — она пролетала близко к земле в 1301 году и была видна невооружённым взглядом. Так-то свои впечатления от увиденного Джотто мог перенести на фреску, не случайно у той падающей звезды вполне реалистичный «хвост».

К сожалению, рассказать о каждой фреске Джотто у нас не получится — слишком бы большая получилась статья. Но Джотто опередил своё время — лишь через 200 лет художники станут достоверно изображать человеческие эмоции, запечатлевать события так, как они были на самом деле, а их картины будут напоминать сцену из жизни.

Джотто ценили и уважали, за его роспись платили хорошие деньги и он вряд ли может пожаловаться на судьбу непризнанного гения, как, например, Амео Модильяни. Истинное искусство всегда востребовано, и пример Джотто это великолепно доказывает.


Купить картину - пейзаж, натюрморт, заказать портрет, или купить подарок ручной работы вы сможете на сайте маркетплейса artAlebrio.com

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram

автор статьи Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!