ru
ru
Главная | Арт журнал | Плевал на свои картины. Почему без работ Джозефа Тёрнера не было бы импрессионизма и вообще современного искусства?
Назад
Плевал на свои картины. Почему без работ Джозефа Тёрнера не было бы импрессионизма и вообще современного искусства?

Плевал на свои картины. Почему без работ Джозефа Тёрнера не было бы импрессионизма и вообще современного искусства?

Поделиться в соц сетях:

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (1775-1851 г.) — английский художник, писавший водную, воздушную и огненную стихию, мастер световых композиций, сделавший свет главным на своих картинах. Впоследствии его поздние работы стали источником вдохновения для импрессионистов и абстракционистов.

Значение картин Уильяма Тёрнера для мировой живописи сложно переоценить — не будь их, возможно, не было и импрессионистов и развитие пошло бы по совершенно иному пути.

Пожар в здании парламента 16 октября 1834 года

Приступая к работе над картиной, Тернер вначале писал саму стихию — нечто бушующее, неконтролируемое, не имеющее определённой формы и лишь затем создавал композицию, очерчивал границы этой стихии. Именно сочетание бушующего и привычного так привлекало многих в творчестве Тёрнера. А стихии писать ему было легко, возможно потому, что из-за своего характера и крутого нрава он напоминал их, даром что был уроженцем Англии. О крутом нраве, непростой личной жизни и удивительных картинах Джозефа Тёрнера мы и поговорим в этой статье.

Джозеф Тёрнер. Автопортрет.

Детство Тёрнера сложно было назвать счастливым. Отец работал изготовителем париков, а у матери Мэри Маршалл, когда Тёрнеру исполнилось 10 лет, стали проявляться признаки душевной болезни. Потому Джозеф стал жить и учиться в приюте Бредфорд. Именно там он впервые стал рисовать и проявлял в этом деле немалые способности. Одну из его акварелей выставили в Королевской академии художеств, когда юному художнику исполнилось 14 лет. Президент той академии Джошуа Рейнольдс прикипел душой к Уильяму, оказавшим на положении сироты при живых родителях, вёл с ним долгие обстоятельные беседы, приглашал в свой особняк, где тот мог осмотреть подлинники Рубенса и Рембрандта. Впоследствии сам Тёрнер называл время, проведённое в беседах с Рейнольдсом, счастливейшим в своей жизни, возможно, ему просто остро не хватало родительской заботы, а Рейнольдс как раз и давал её.

Последний рейс фрегата "Отважный"

Благодаря таланту и протекторату Рейнольдса, Тёрнер достаточно рано добился успеха, в 30 лет уже сумел открыть собственную художественную галерею. Он очень хотел, чтобы все его работы размещались в одном месте, и зритель смог осознать эволюцию творчества художника.

Больше всех художников Тёрнер уважал француза Клода Лоррена, мастера работы со светом, великолепно умеющим писать солнце, закат и солнечные лучи.

Клод Лоррен. Морская гавань при закате солнца.

Впервые увидев его картины, Тёрнер разрыдался от восторга и восхищения. Вот к чему нужно стремиться в живописи — к доскональной передаче красоты природной стихии, а не к рисованию пышнотелых херувимчиков, тем более, были на то свои мастера, как, например, академист Вильям Бугро, превзойти которых в данном жанре вряд ли возможно.

Его работы были революционным, но удивительное дело — очень востребованы, возможно потому, что были поняты современниками. Сочетание здорового консерватизма и новаторский техник написания стихий понравилось критикам и зрителям. Море на картинах Тёрнера могло быть спокойным или бурным, но неизбежно захватывающим и красивым.

Улисс насмехается над Полифемом. «Одиссея» Гомера

На его картинах учились многие, в том числе и наш знаменитый маринист Иван Айвазовский. Существует легенда, что однажды Тёрнер, чтобы запечатлеть в памяти всё происходящее во время морского шторма, попросил привязать себя к мачте. Он мужественно выдержал все удары холодных морских волн и шквалистый ветер. В живописи Тёрнер был по-настоящему самоотверженным, не щадил себя, чтобы как можно точнее и реалистичнее написать всё величественную мощь разгулявшихся стихий, перед которыми он преклонялся.

Снежная буря. Переход армии Ганнибала через Альпы

Но некоторые художественные критики, видя такую самоотверженность и любовь к стихиям зачастую называли Тёрнера безумцем, намекая на дурную наследственность. Это выводило художника из себя и потому любые упоминания о его матери, умершей в лечебнице для душевнобольных, были крайне неприятны для художника.

Зато отца Тёрнер очень любил, между ними сложились по-настоящему тёплые отношения. Даже став взрослым, он продолжал жить с ним, отец первым видел его работы, иногда давал дельные советы со стороны простого зрителя, и Тёрнер, в отличие от многих других художников, не терпящих ни малейшего вмешательства в их творческий процесс, как, например Архип Куинджи, к мнению отца прислушивался. Его смерть в 1829 году стала огромным потрясением для художника, оказавшим влияние на его дальнейшее творчество.

Дождь, пар и скорость. Большая западная железная дорога

Тёрнер имел самую непримечательную внешность работяги, он сам говорил, что его создал труд. А вот труду он отдавался яростно, когда писал картины, то вначале заливал весь холст краской, не теряя времени, дожидаясь пока она высохнет, переходил к следующей, уже подсохшей и начинал пальцами, кисточкой размазывать краску по холсту, рисуя свои любимые стихии. Там не было формы, законченности, одна лишь безграничная страсть и ярость. Все, кто видели его в тот момент, пугались — он напоминал безумца, теребящего, рвущего и трущего холст без какой-либо системы. Но удивительное дело, постепенно из хаоса красок проступали отчётливые черты будущего шедевра, последние правки Тёрнер иногда вносил уже на выставке в картинной галерее — ему ничего не стоило плюнуть на картину и пальцем растереть плевок с краской, чтобы придать ей нужную законченность.

Рыбный рынок

Тёрнер, в отличие от многих художников, к примеру, Михаила Врубеля был очень расчётливым и даже жадным до денег человеком. Про него говорили, что он ничего не делает просто так, но если заплатить достаточно, то готов сделать что угодно.

Личная жизнь Тёрнера была достаточно своеобразной. Ещё в юности он крепко подружился с семьёй композитора Джона Дэнби. Когда в 1798 году Денби умер, Тёрнер принялся утешать его жену Сару, и так старательно, что между ними возникли близкие отношения. Она родила Тёрнеру двух детей, впрочем, он не был хорошим отцом, семья и дети слишком сильно бы отвлекали его от живописи, которой была главной в его жизни.

Были ещё у Тёрнера отношения с молодой племянницей Сары Ханной Денби — девушкой слегка не в себе, которая страдала серьёзным кожным заболеванием. Но она всю жизнь боготворила Тёрнера, возможно её запредельная привязанность и размягчила сердце художника.

Последней женщиной в жизни Тёрнера была София Бут. Он познакомился с ней, когда снимал комнату на острове Магрит. В её доме Тёрнер и умер, а перед смертью попросил дать ему кисть и краски, чтобы в последний раз запечатлеть любимые стихии.


Стихии и всплеск эмоций на картины современных абстракционистов можно выбрать на сайте галереи artalebrio.com. Выбирайте художественное произведения и покупайте напрямую у автора.

Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен VK TG OK Youtube FB IG

автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!