ru
ru
Главная | Арт журнал | Как знаменитые художники прошлого использовали фотографии в своей работе и почему тщательно скрывали это?
Назад
Как знаменитые художники прошлого использовали фотографии в своей работе и почему тщательно скрывали это?

Как знаменитые художники прошлого использовали фотографии в своей работе и почему тщательно скрывали это?

Поделиться в соц сетях:

В 1839 году была изобретена фотография и это изобретение основательно переполошило всех художников. Некоторые предсказывали закат реалистической живописи — зачем долго и тщательно зарисовывать то, что за пару минут можно запечатлеть на фотографической плёнке? Правда, перед живописью было одно неоспоримое преимущество — она была цветная, а первые фотографии чёрно-белые, и лишь в начале XX века стало возможным получать цветные фото. Возможно, все новые поиски в живописи, появление импрессионизма, а затем и авангардизма были в какой-то мере продиктованы изобретением фотографии — пропала практическая необходимость запечатлевать при помощи красок людей или красивые виды природы, с этим успешно справлялась и фотография, а на первый план вышло чистое искусство, нестандартный взгляд художника на окружающую действительность.

Илья Репин пишет портрет Федора Шаляпина в своей мастерской. Из фотоархива художника

Но некоторые художники, в том числе достаточно известные и уважаемые, такие как Илья Репин, Альфонс Муха, Эдгар Дега использовали фото в своей работе. Делали они это негласно, поскольку слишком велики были противоречия между фотографами и художниками, приверженцами новомодной на тот момент фотографии и традиционной живописи. О том, как писали картины по фото мы и расскажем в этой статье.

Портрет царицы по фотографии кухарки

Илья Репин часто, хотя и тайно от своих коллег, художественных критиков и публики использовал фото в работе. Когда в 1940 году открыли дом-музей Репина в Пенатах, то искусствоведы и историки обнаружили в нём свыше 2 тыс. различных фотографий. Понятное дело, Репин использовал их в своей работе — известно, что он снимал своих моделей в позе соответствующей позе изображённых на будущей картине людей. Например, свою кухарку он запечатлел на фотографии со сложёнными руками, распущенными волосами и суровым, властным выражением на лице. То есть, кухарка послужила прототипом исторического портрета царицы Софьи Алексеевны.

«Царевна Софья Алексеевна». Художник: Илья Репин. / Кухарка в позе царевны Софьи Алексеевны. Фотография И.Е.Репина. Конец 1870-х

Но не только она — Репин использовал в качестве модели и фото Валентины Серовой — русского композитора, музыкального критика и общественного деятеля, а заодно и мамы художника Валентина Серова. Она была очень умной и интеллигентной женщиной, а Репину было важно совместить в образе царицы Софьи два практически несовместимых качества — ум и грубую силу вкупе с невежеством. Потому и использовал для моделей столь разных людей.

Валентина Серова, ставшая прототипом образа царицы на картине Репина «Царевна Софья Алексеевна». (1879 год)

Репин и портреты писал по фотографиям. Известно, что портрет знаменитого музыкального критика Стасова наверняка был написан по его фото. Тот был очень занятым человеком, тратить много времени для позирования не мог, потому и пришлось Репину довольствоваться его фото.

Портрет В.В.Стасова. Художник Илья Репин.

Но особенно активно Репин пользовался фотоаппаратом при работе над огромным эпическим полотном с длинным и нудным названием, которое можно прочитать под картинкой:)

«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Художник: Илья Репин.

На нём нужно было изобразить 81 человека в естественных позах, причём все они были члены царской семьи и государственные деятели самого высокого ранга. Специально позировать для художника они не могли, потому Репин каждого из них снимал отдельно, всего получилось 130 снимков, и уже на их основании он писал это полотно. Некоторым особенно доставалась от художника, так В. Плеве Репин сфотографировал 10 раз, в различных позах — то сидящим в максимально естественном положении, то стоящим, разговаривающего с несколькими другими сановниками и одного.

Однако писать по фото картины и портреты Репин не любил и прибегал к этому лишь в крайних случаях, когда заказчику было или действительно некогда позировать или нужно было написать портреты уже умерших классиков литературы и музыки. Именно с рисунков, посмертных гипсовых масок и уже известных изображений были написаны Пушкин, Гоголь, Шевченко и Глинка.

Альфонс Муха — художник и фотограф в одном лице

Но особенно преуспел в совмещении фотографии и живописи чешский фотограф и художник Альфонс Муха. Он профессионально занимался и тем и другим, а заодно ещё был дизайнером, создавал всевозможные театральные афиши.

Альфонс Муха - чешский художник и дизайнер афиш

Творческий подход у художника был простым и эффективным — он сфотографировал человека, с которого собирался писать портрет или театральную афишу и зачем рисовал по фотографии. Так он здорово экономил на натурщицах, у которых обычно была получасовая оплата. К нему часто обращались и настоящие звёзды театральной сцены, например, сама Сара Бернар. Ей некогда было позировать, поэтому Муха просто сфотографировал её в нужной позе и по фото нарисовал афиши, которые стали крайне популярными в Париже.

Афиша Альфонса Мухи. / Фото Сары Бернар

Расклейщики афиш должны были внимательно следить за своим товаром и даже стоять на месте, и охранять афиши от излишне рьяных коллекционеров. Известны случаи, когда в погоне за афишами люди подкупали расклейщиков или втихаря воровали их. Сара Бернар, видя такой успех, предложила чешскому художнику рисовать афиши для её спектаклей уже на постоянной основе. Альфонс согласился, поскольку и сам был её поклонником и называл Сару Бернар своей музой.

Эдгар Дега и его «Голубые танцовщицы»

Прибегал к помощи фотографии и знаменитый импрессионист Эдгар Дега. Он очень любил рисовать танцовщиц, известен огромный цикл его работ по этой теме, насчитывающий свыше полутора тысяч картин.

«Голубые танцовщицы» Художник: Эдгар Дега

А как идеально запечатлеть все нюансы грациозных движений танцующих девушек? Проще всего по фотографии, которые Дега активно использовал при создании своих полотен. Так, и при работе над знаменитой картиной «Голубые танцовщицы», фотографы по просьбе Дега — благо он мог легко оплатить их услуги, фотографировали профессиональную балерину, которая в его мастерской демонстрировала различные балетные па. Дега выбрал фотографии с наиболее естественными и изящными движениями и их использовал при создании «Голубых танцовщиц» и прочих своих картин.

На сегодняшний день, художники работающие в направлении реализм, гиперреализм используют для создания своих шедевров изображения с планшетов, телефонов, фотографию. Передача теней самая тонкая работа которая требует высокой точности передачи. Если вы хотите купить картину в направлении реализм, воспользуйтесь сборником работа на сайте галереи artAlebrio.com


Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, OK, Youtube, FB, ig

автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!