Эдвард Хоппер (1882–1967) — американский художник, которого критики называли «мрачным соцреалистом» — он в эпоху засилья всевозможных авангардных течений оставался верен своему реализму, сколь бы устаревшим он тогда не казался. Хоппер часто любил писать пустые автострады и опустевшие городские улицы — возможно, родись он несколько позже, его картины вышли бы отличной иллюстрацией к постапокалиптическим книгам, фильмам и компьютерным играм наподобие знаменитой серии Fallout.
Заправка
А ещё Хоппер придумал свой жанр — портрет дома, для него здания и одинокие дома настолько индивидуальны, как и люди, у каждого может быть своя история и своя душа, которую можно раскрыть на портрете. Но, возможно, он через изображения зданий пытался показать людские характеры и чувства, здание — есть индивидуальное отражение сущности живших в нём людей, и нет ничего более грустного, нежели вид опустевшего дома, словно бы люди, жившие в нём, умерли.
Дом Девиса
Впрочем, Хоппер изображал на своих картинах и людей, но делал это своеобразно — словно бы подсматривал в щёлочку, это взгляд случайного прохожего, которому нет никакого дела до увиденных им встречных жителей большого города. А ещё полотна Хоппера зачастую пронизаны ощущением беспредельного одиночества — так зачастую чувствует себя каждый городской житель, который находится в окружении абсолютно чуждых ему людей, которым нет никакого до него дело. Одиночество в толпе - это очень по-Хопперовски.
О жизни и творчестве этого незаурядного художника мы и поговорим в данной статье.
Полуночники
Когда Хоппер умер, его жена рассказала, что журналист популярной американской газеты надумал написать заметку о жизни её мужа. Но не смог этого сделать — не было достаточно материала, не о чём писать — всё представление о нём со стороны случайных людей сводилось к следующему: художник писал мрачные картины, исполненные безнадёжности, где было мало людей, да и они там зачастую случайны. Хоппер словно бы воспевал одиночество и очень старался скрыть от посторонних все подробности своей жизни, он был очень замкнутым, потому, возможно, творчество художника стало отражением его мироощущения. Однако в душе бушевали поистине неистовые страсти, по признанию его жены истинная, не скрытая биография Хоппера напоминала роман Достоевского.
Эдвард Хоппер. Автопортрет
Сын владельца галантерейной лавки Эдвард уже в 12 лет вырос до 180 см. Худой, нескладный паренёк, на голову выше всех своих сверстников. Немудрено, что они стали откровенно насмехаться над ним, дали кличку кузнечик, и подростковые обиды отразились на взаимоотношение Хоппера с людьми на протяжении всей его жизни. Выручала живопись — Хоппер рано стал проявлять незаурядные способности к рисованию, что нашло полное понимание у его родителей — те старались привить своим детям любовь к искусству, потому возили их в Нью-Йорк посетить картинные галереи и театры. Однако когда Хоппер подрос, то заниматься чистым искусством и писать картины не решился, а по желанию отца поступил в Нью-йоркскую школу графики, на рекламщика. Но вскоре понял, что реклама, не то, чем ему хотелось бы заниматься всю жизнь, пусть даже за неё платили хорошие деньги, потому стал учиться в Нью-йоркской художественной школе у известного художника-реалиста Роберта Генри.
Дом у железной дороги
С 1906–1910 годы он несколько раз ездил в Париж и увиденные там картины импрессионистов Клода Моне, Поля Сезанна и Эдуарда Мане навсегда покорили его сердце. Тогда же Хоппер начал писать свои первые картины, и сразу в своём стиле — Париж там можно было угадать только по названиям картин, он был пустынным и совершенно не отличался от прочих городов. Те же самые улицы и дома можно увидеть и в Америке, и в России, и в Китае. Абсолютное торжество глобализации, универсальное искусство стирающие границы между странами — это про картины Хоппера.
Раннее воскресное утро
Его первая персональная выставка состоялась, когда Хопперу уже исполнилось 37 лет — многие другие художники, например, Мария Башкирцева или Обри Бердслей к тем годам уже успели прославиться, оставить заметный след в живописи и, к сожалению, умереть. Живи быстро и умри молодым — это явно не про Хоппера. Лишь после 40 лет Хоппер, наконец, женился на художнице Джозефин Нивисон. Да и тот роман дался Хопперу нелегко — он был очень застенчивым и неуверенным в себе, а подобные черты характера не очень-то способствуют успеху у прекрасного пола. Так-то, как Густав Климт или Франсиско Гойя, похвастаться наличием множества любовниц Хоппер никак не мог.
Утро на Кейп-Код
Его жена Джосефин Нивисон, несмотря на то что ей исполнилось уже 40 лет, благодаря своему пуританскому воспитанию, была всё ещё невинна и берегла свою девичью честь до брака. Свой супружеский долг она воспринимала как ненужную и обременительную обязанность, а в своём дневнике с гордостью писала, что часто отказывала в этом мужу. Отношения у них были достаточно своеобразные — они часто ругались по различным бытовым вопросам, не очень-то ладили с друг-другом, да и сам Хоппер вряд ли испытывал какие-либо особенно нежные чувства к жене. Одиночество сопровождала его на протяжении всей сознательной жизни и женитьба тут мало что изменила.
Комната в Нью-Йорке
Однако с Джосефин Нивисон у Хоппера получился отличный творческий тандем, благо оба были художниками. Все женщины на картинах Хоппера стали похожи на его жену, Нивисон помогала Хопперу создавать героев своих картин, давала рекомендации по различным мелким деталям, занималась организацией выставок и общением с заказчиками.
Комната в отеле
Прославился Хоппер лишь в конце жизни, а настоящее признание пришло к нему лишь после смерти. Его умение сделать одинокий дом главным героем картины, изобразить историю, которая может быть для каждого зрителя своя, пробудить воображение и фантазию впоследствии широко использовалось в кино, компьютерных играх и вообще в массовой культуре. Режиссёр Дэвид Линч, автор многих культовых триллеров, снимал кинокартины, где часто показывались заброшенные дома и пустынные автострады — зачастую самые страшные кошмары пробуждаются в нашем воображении, нужно только его правильно подстегнуть. Многие компьютерные игры-бродилки рассказывают ту или иную историю посредством визуального ряда заброшенных домов, автострад и дневников уже умерших людей. Игрок должен сам раскрыть историю и разобраться в происходящем. А пионером всего этого был Эдвард Хоппер — художник, который понял, что изображение дома может рассказать не менее интересную историю, нежели чей-либо портрет или жанровая сцена.
Приглашаем всех желающих посетить ярмарку-выставку современного искусства и рукоделия 8 - 9 апреля которая пройдет в пространстве ХЛЕБОЗАВОД 9 по адресу Москва, Новодмитровская ул., д.1 стр., 17 (Бойлерная)
Мы в соц. сетях
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи