ru
ru
Главная | Арт блог | Зачем Микеланджело создавал фальшивые статуи и картины? О мастерах фальшивок в живописи
Назад
Зачем Микеланджело создавал фальшивые статуи и картины? О мастерах фальшивок в живописи

Зачем Микеланджело создавал фальшивые статуи и картины? О мастерах фальшивок в живописи

Поделиться в соц сетях:

Рынок фальшивок в живописи и скульптуре существовал с древнейших времён, просто потому, что продать фальшивку зачастую куда выгоднее, нежели самому писать картину или создавать скульптуру. Были художники, специализирующиеся на фальшивках, и нельзя сказать, что они все бездари, не способные придумать сами ничего по-настоящему стоящее в живописи и скульптуре, а потому и вынужденные заниматься столь неприглядным ремеслом. Среди мастеров фальшивок был даже знаменитый скульптор и художник Микеланджело. О том, зачем ему это было нужно, и о других художниках, прославившихся на столь авантюрном поприще, мы и поговорим в этой статье.

Микеланджело

Микеланджело в юности, когда у него не было ни денег, ни признания, вынужден был зарабатывать, создавая копии римских статуй. Понятное дело, они должны были выглядеть соответствующе, потому он закопал собственноручно сделанную статую «Спящий купидон» в землю, чтобы состарить её.

Мадонна Брюгге. фрагмент - Спящий купидон мог походить на эту статую.

Спустя некоторое время откопал и благодаря помощи антиквариата Бальдассарре дель Миланезе продал её кардиналу Рафаэлю Риарио, большому поклоннику подобных статуй. Однако радоваться пришлось недолго — обман вскоре раскрыли, и кардинал вернул подделку обратно скульптору. Дело закончилось бы большим скандалом, а то и заточением Микеланджело в тюрьму или публичным наказанием, но того спасло его мастерство. Пока были суд да дело, его скульптура «Пьета» на базилике святого Петра в Риме, стала очень известной и прославила скульптора.

Микеланджело. Пьета.

Потому и кардинал решил оставить себе купленную скульптуру — уже не подделку, а авторскую работу самого талантливого итальянского скульптора.

И не совсем ясно сознательно ли Микеланджело пошёл на подобный обман с целью заработка. Возможно, ему просто хотелось проверить свои способности скульптора — сможет ли он создать подделку, которую не сможет отличить от настоящей древнеримской статуи столь известный и опытный коллекционер. Но в любом случае кардинал зла на Микеланджело не держал и в дальнейшем заказал ещё две работы, которые тот с удовольствием выполнил на своём выдающемся уровне.

Впрочем, были и сведения художника и автора жизнеописания Микеланджело Вазари, что он копировал картины старых мастеров, опять-таки исключительно ради проверки своих способностей и чтобы максимально изучить особенности написания этих шедевров. Вот только зачем Микеланджело специально старил холсты дымом и придавал им вид абсолютно идентичный с оригиналом так толком и не объяснил. Потом, разумеется, он этим делом заниматься перестал — просто потому, что его фрески, картины и скульптуры стали стоить дорого и в подобных ухищрениях, чтобы заработать лишний золотой, великий скульптор уже не нуждался.

Хенрикус ван Меегерен

В Нидерландах тоже были настоящие мастера фальшивок, которые, в отличие от Микеланджело, большим талантом похвастаться не могли, потому и зарабатывали в основном на копиях картин известных художников, в частности, Яна Вермеера.

Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой

Один из таких художников — Хенрикус ван Меегерен. Поначалу он пытался писать свои картины, подражая стилю Рембрандта, некоторые его работы были популярны у аристократов, которые не особенно разбирались в искусстве, но хотели картину «как у Рембрандта». Однако художественные критики работы Меегерена откровенно ругали — и наверняка было за что. Однажды после очередного разноса, учиненного искусствоведом Абрахамом Бредиусом, Меегерен надумал отомстить ему и придумал коварный план. Нужно было написать подделку в стиле полотен Яна Вермеера, и показать её искусствоведу. Тот наверняка подумает, что картину написал сам Вермеер, и тем самым докажет свою несостоятельность, а заодно и прославит Меегерена — раз он смог написать картину, которую не отличается от полотна великого Вермеера, значит действительно хороший художник, а все предыдущие нападки были зря.

Меегерен нашёл холст и краски XVII века, и написал картину на религиозную тему, которую и предоставил для экспертной оценки Бредиусу.

«Христос в Эммаусе» — картина Меегерена, выданная им за неизвестное полотно Вермеера

Тот искренне обрадовался — быть первооткрывателем никому не известной картины Вермеера ему очень хотелось, потому не обратил внимание ни на явное несоответствие уровню мастерства ни на странный выбор темы — Вермеер не очень-то жаловал полотна на религиозные сюжеты. А сам Меегерен получил огромные для себя деньги, потому и решил не сообщать о своём авторстве, а продолжать писать картины под Вермеера. Он ухитрился написать и успешно сбыть 6 фальшивок, но попался на связи с нацистами. Одним из покупателей его фальшивки был Герман Геринг. В 1945 году стали проводить расследование относительно картин немецкого военачальника, и вышли на след Меегерена. Тому даже грозила смертная казнь за сотрудничество со столь одиозной личностью, и потому пришлось из двух зол выбирать меньшее — признаться, что картины написал он сам, и продал Герингу фальшивку.

«Тайная вечеря» Меегерена была продана как картина Вермеера за 7 миллионов долларов в сегодняшнем эквиваленте

Отделался всего лишь годом тюрьмы за мошенничество, однако перенесённые переживания основательно подорвали здоровье, в итоге сердце художника не выдержало и спустя месяц он умер.

Тут больше удивляет желание людей купить подлинник Вермеера, несмотря на уровень его художественного исполнения. Картины откровенно топорные, хотя, разумеется, и состарены. Жадность погубила не только фраера, но и коллекционеров и самого Меегерена.

Эрик Хебборн

Британец Эрик Хебборн в отличие от Меегерена картины писать умел хорошо, однако того подвела рыночная конъюнктура — в 1960 годах в моде были картины авангардистов, а он работал в реалистичном ключе. Однако Хебборн действовал очень хитро — продавал свои картины под старых мастеров лишь настоящим экспертам — представителям аукционных домов и музеев. Если уж они не могут указать на фальшивку, значит она ничем не уступает оригиналу. И когда его обман всё же раскрылся, никто не подал на художника в суд — это было никому не выгодно, выяснилось, что знаменитые аукционы торговали подделками, а в музеях висят фальшивки.

Эрик Хебборн

А Хебборн признался, что создавал подделки работ Ван Эйка, Питера Брейгеля Старшего, Камиля Коро и других художников. К этому делу он подходил очень тщательно — использовал холсты и пигменты той эпохи, да и писать умел изумительно, в итоге картины даже известные эксперты принимали за подлинники.

Хебборн говорил, что картину «Пьющий мальчик» написал он сам, а не итальянский художник XVI века Аннибале Карраччи.

Сам Хебборн закончил свои дни плачевно — однажды его обнаружили без сознания с проломленным черепом. Было много предположений — грешили и на итальянскую мафию, и на разъярённого коллекционера. Но скорее всего, он слишком много знал неприглядной правды о картинах, реализованных аукционными домами, а эти знания могли навредить серьёзным людям.


Оригинальные произведения современных авторов покупайте на сайте галереи artalebrio.com Встретиться и пообщаться с художниками и мастерами рукоделия можно на нашей арт ярмарке 8-9 апреля в центре-дизайна Артплей (Москва).

Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, Youtube, FB, ig

автор статьи Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!