Илья Иванович Машков (1881–1944) — русский художник, чьё творчество было востребовано до революции 1917 года и позже, хотя Машкову и пришлось основательно переменить свой стиль, отказаться от некоторых творческих экспериментов, писать как положено, то есть картины в художественном направлении соцреализма, восхваляющие советские успехи в труде и торжество коммунизма. Однако разница между обычным и хорошим художником в умении найти свой стиль, в творческих задачах, которые он поставил перед собой и сумел в должной мере воплотить на холсте, как это, например, удалось Гелию Коржеву, Петрову-Водкину или Александру Дейнеке. Машков писал ярко, красочно, мазки наносил густо, экспериментировал с цветами и формами — обычное явление для начала XX века, когда многие художники предпочитали отказаться от привычной, уже всем поднадоевшей манеры написания картин.
Снедь московская. Хлебы
А ещё он создавал впечатляющие натюрморты — его московские хлеба и в самом деле хочется попробовать — уж слишком вкусными они кажутся на вид. А сливы, написанные в художественном направлении постимпрессионизма — кажется, из них брызнет ароматный сок, и нет большего удовольствия как потихоньку отправлять одну за одной в рот, наслаждаясь вкусом.
Натюрморт. Фрукты на блюде (Синие сливы)
Причём наверняка они действительно вкусные, это не генетически модифицированные фрукты, продающиеся в современных магазинах, которые должны сохранять товарный вид при любых условиях. Ну а то, что они совершенно «дубовые», продавцов не волнует — их же продают, а не едят.
Возможно, такая любовь к натюрмортам и еде у Машкова пошла с детства. Родился он в деревне, расположенной в нынешней Волгоградской области. Семья была бедной, поэтому вкусно и досыта наесться удавалось только по праздникам, учёба тоже не светила — нужно было работать в лавке, не «до баловства». Но эту работу Илья ненавидел, единственной радостью было рисование, которому он отдавал любую свободную минуту. Вскоре хозяева лавки заметили, что Илюшка умеет малевать, и попросили его нарисовать вывеску, а заодно изобразить как-нибудь по привлекательнее продукты, которыми они торгуют.
Натюрморт с фруктами
Однажды его работы увидел местный учитель рисования, преподававший в гимназии, и предложил основательно изучать живопись. Илья был удивлён — разве этому учатся? Оказалось, что да, и цель всей жизни была обозначена.
Он ушел из ненавистной лавки, в 1989 году стал учиться в Московском училище живописи, и весьма успешно — недюжинный талант сочетался с явной любовью к творчеству и желанием «выбиться в люди». Вот только денег всегда катастрофически не хватало несмотря на похвалы учителей и даже вручение премии от Сергея Третьякова. Потому в 1904 году Машков, обладающий определённой практической и торговой смёткой, — годы в лавке всё же прошли не зря, открыл свою частную школу, где учителями были Михаил Ларионов и Пётр Кончаловский. С Кончаловским Машков дружил всю жизнь, даже написал картину, где они решили помузицировать после напряжённых занятий гиревым спортом.
Автопортрет и портрет Петра Кончаловского
Машков стал одним из основателей «Бубнового валета», — художественного объединения, в которое входили живописцы, работающие в модном тогда стиле авангардизма. Их картины были востребованы, потому и дела у Машкова шли неплохо, он имел возможность побывать в Европе, ознакомиться с ведущими произведениями живописи, а когда приехал, стал учиться на курсе Серова и Коровина.
Проводил и свои выставки, его работы отличало неуёмное, яркое смешение цветов, что выводило из себя некоторых художественных критиков. «Я самый успешный в России художник, правда только по количеству ругани» — шутил Машков.
Лежащая натурщица
Революцию Машков принял с радостью и всегда был при делах — преподавал, состоял в различных художественных объединениях, которых в те годы появилось множество. В 1925 году он пишет триптих «Снедь московская», что после полуголодных времён военного коммунизма и Гражданской войны воспринималось несколько вызывающе. Но таков уж Машков — творчество ему интереснее мнения критиков. Однако от него стали ожидать картины на революционную тематику, а он едет в Крым, где рисует обнажённых купальщиц.
Гурзуф. Женский пляж
Наконец, возвращается к своим корням, в деревню, где он родился, надеясь хоть там найти подходящие типажи для глубоких психологических портретов.
Его крестьянки дородностью и статью напоминают рубенсовских красавиц, а к делу строительства коммунизма он приступил со страстью, с какой писал натюрморты и портреты.
Колхозница с тыквами
Заодно он сочинял многочисленные жалобы и доносы, пытаясь свести счёты со своими критиками и недругами, которых у него всегда было предостаточно. Его попытки показать радость социалистического труда на своих картинах из-за неумения найти нужный баланс между реальностью и красочностью выглядят несколько наигранными, но таков уж был стиль художника и его видение мира, словно бы он всегда безнадёжно скучал по той сытой, яркой, радостной жизни, как на его картинах, потому и хотел отобразить её.
Ищете где купить оригинальные произведения искусства или уникальные товары ручной работы? artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи