Камилла Клодель (1864–1943) — дама во всех отношениях примечательная, женщина-скульптор, которая создавала чудесные скульптуры, была ученицей, любовницей, а впоследствии и заклятой соперницей великого скульптора-новатора Огюста Родена. Вот только закат её жизни, в отличие от старости Родена был печальным — она скончалась в психиатрической больнице, всеми позабытая и до неё не было дела даже родным. Почему же так произошло, что в своей жизни Камилла делала не так, хотя таланту она мало чем уступала Огюсту Родену, мы и постараемся разобраться в этой статье.
Камилла Клодель
Камилла в детстве была вундеркиндом и больше всего любила лепить из глины скульптуры. Разумеется, тогда она имела смутные представления о правильной анатомии, и о том, как вообще нужно лепить скульптуры. Однако чисто интуитивно у неё получились замечательные работы, талант был виден сразу, потому и вопросов по поводу её дальнейшего жизненного пути особо не возникало. У неё особенно хорошо удавались скульптуры, выражающие печаль, отчаяние, любовь, страсть и чувственность — все эти чувства Камилле, как и всем женщинам были ближе и понятнее, чем для многих мужчин.
Умоляющая
Она и жила чувствами и эмоциями, хотя иногда они зашкаливали, во вред самой Камилле и великого скульптора Родена, поскольку спокойная жизнь была явно не для неё.
Чтобы усилить впечатление, производимое своими скульптурами, Камилла оставляла следы резца на их поверхности. Позднее так начнут лепить скульптуры-экспрессионисты, и она на полсотни лет опередила их наработки в скульптуре.
Клото.
Вот только для многих обывателей жизнь Камиллы была куда интереснее, нежели её работы — по ней можно было снять захватывающую мелодраму о безумной любви с Роденом, который наверняка нашёл бы свою аудиторию, и не меньше чем фильмы про великого смутьяна Караваджо. А вот насчёт признания её творчества всё было сложнее — оно опоздало на 100 лет, и лишь в 2017 году был открыт музей, посвящённый жизни Камиллы и её скульптурам.
Камилла родилась в небольшом французском городе Ножан-сюр-Сен, её отец работал чиновником, был человеком строгим и сдержанным, и своих троих детей воспитывал в подобном ключе. Он был готов тратить большие деньги на их обучение, а для этого продавал свои земельные участки, даже несмотря на то, что они выбрали далеко не самую востребованную и денежную специальность и когда выросли, всё равно нуждались в его поддержке.
Девушка со снопом
Камилла была старшим ребёнком и настоящим вундеркиндом, в отличие от замечательного рисовальщика и гравёра Обри Бердслея, которого таковым считала лишь его мама. Она прочитала все книги в отцовской библиотеке — а их было множество и могла уже в юном возрасте поддерживать разговор на самые сложные и интеллектуальные темы. Она сама копала глину, таскала её на свой двор — в дом, разумеется, сырую глину никто бы заносить не позволил, и в любую погоду, даже несмотря на лёгкий холод, лепила свои скульптуры.
Она особенно сблизилась со своим братом Полем — человеком, не уступающим ей в способностях и таланту. Он стал известным поэтом и шесть раз номинировался на Нобелевскую премию. Камилла его любила всегда, даже перед смертью её последними словами были: «Мой милый Поль, куда же ты делся». Жаль, что Полю тогда уже не было никакого дела до своей сошедший с ума сестры.
Влюблённые
В 17 лет Камилла вместе со своими родителями переезжает в Париж — настоящий рай для творческих людей, который, впрочем, для многих так и не нашедших признания художников обернулся истинным адом. Новые веяния уже проникли в консервативное общество — постепенно признало импрессионистов, в частности, Эдуарда Мане, Огюста Ренуара и Эдгара Дега, но вот принимать в Академию художеств девушку, возомнившую себя скульптором, чтобы там она лепила обнажённую мужскую натуру — до такого бесстыдства оно ещё не доросло. Потому пришлось Камилле учиться у частников, например, итальянского скульптора Коларосси. Однако вскоре благодаря протекции скульптора Альфреда Буше ей повезло устроиться в ученицы к Огюсту Родену — самому знаменитому скульптору во Франции. Пока она только ученица и делает самую чёрную работу — обтёсывает мрамор и изменяет размеры форм для отливки скульптур из бронзы, делая их в соответствии с пожеланиями заказчика. Но спустя два года она уже первая помощница Родена, общается с его друзьями и знакомыми: писателями, журналистами и художниками — со всей именитой и интеллектуальной парижской богемой, и чувствует себя среди них более чем уверенно.
Вальс
С Роденом Камилла была близка целых 15 лет. Их роман напоминал волны на бурном море в девятибалльный шторм — казалась очередная потопит и учителя и его ученицу. Они создавали скульптуры друг друга, и Камилла часто позировала для Родена обнажённой. Она даже сняла квартиру недалеко от мастерской Родена, чтобы не тратить время на поездку туда и как можно больше быть со своим ненаглядным учителем и любовником. У них было слишком много общего — увлечения, работа, интеллектуальный запас, преданность своему делу. Когда им пришлось расстаться, это было несчастье для обоих, но особенно оно опустошило Камиллу, которая продолжала страстно любить Родена.
Зрелый возраст
Постепенно она старается в своём творчестве освободиться от влияния Родена, ей это удаётся, вот только признания со стороны критиков и главного — госзаказов на монументальные скульптуры дождаться было невозможно. Заказы срывались, иногда даже в самый последний момент, приходилось работать на частников и выполнять подработку, более подходящую для ремесленников и начинающих мастеровых, но никак для скульптура с именем и опытом.
И Камилла станет с маниакальным упорством во всём винить Родена — это он лишает её государственных заказов, из-за него нет признания. Ненависть становится так сильна, что однажды она в мастерской уничтожит все свои непроданные работы — плод многолетнего труда, лишь бы они не достались Огюсту Родену.
Голова старика
Последние 30 лет своей жизни Камилла будет находиться в психиатрической клинике, то есть отчасти повторит печальную судьбу Михаила Врубеля и Луиса Уэйна, и никому, включая родных не будет до неё никакого дела.
Большой выбор произведений современного искусства и творчества на сайте маркетплейса artalebrio.com
Мы в соц. сетях
автор статьи Михаил Федорин
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи