Нечисть и ведьмы испокон века интересовали художников. В Средневековье они даже не сомневались в их существовании, потому и отображали их на своих картинах как обычные портреты или сцены из библейских и мифологических сюжетов, которые были основными в живописи того времени. Но и позже, когда просвещённому человеку верить во всевозможную нечистую силу стало уже не совсем прилично, поскольку это свидетельствовало о его невежестве, всё равно художники писали немало картин, где была изображены ведьмы, черти, вампиры и призраки.
Франсиско Гойя. Ведьмы в воздухе.
Правда, уже скорее как элемент народной фантазии, художественное воплощение всевозможных мифов, легенд и сказаний, по сути дела, фэнтези в современном его понимании. Однако такие картины всегда находили хороший спрос и интересовали зрителей, а художник должен писать востребованные работы. О картинах талантливых художников, изображавшие различную нечистую силу мы и поговорим в этой статье.
Начнём с картин, изображавшие ведьм. Кстати, раньше к ним относились с уважением, не случайно слово ведьма произошло от старинного «вѣдати», то есть знать, ведать. Чаще всего под ведьмой понимали какую-нибудь бабку-травницу, способную лечить заговорами и всевозможными народными средствами различные болезни. Селились она на отшибе, часто была одинока, потому и ходили всевозможные разговоры среди крестьян, что она по ночам и на метле летает и оккультные ритуалы проводит. Но всё равно относились к ней с почтением, знали — она способна лечить различные хвори, а потому человек для деревни незаменимый.
Эдвард Брютнол. Визит к ведьме.
Впрочем, во времена инквизиции тем женщинам, кого могли признать ведьмами, можно было только посочувствовать. Их могли запросто сжечь на костре, по совершенно ничтожному поводу, например, из-за рыжих волос или необычных родинок на лице.
Франсиско Гойя. Трибунал инквизиции
В Средневековье они были чистым воплощением зла, потому и художники их изображали соответствующе - как уродливых старух, чьё злодейство и всевозможные тёмные ритуалы неизбежно сказываются на облике. Впрочем, иногда это были удивительной красоты юные девушки, хотя по факту им было 80–90 лет — тут, разумеется, не обошлось без тёмных ритуалов, которые и даровали им молодость и красоту. Но в душе это злобная старуха.
Кстати, стать ведьмой по тогдашним поверьям было непросто — нужно было договориться с самим дьяволом, преподнести ему в дар младенца, и лишь тогда новоиспечённая ведьма могла колдовать.
Сальватор Роза. Ведьмы и их колдовство
Раз в год на Вальпургиеву ночь ведьмы устраивали шабаш, слетались со всей округе на Лысую гору в России, гору Брокен в Германии и так далее — у каждого народа было своё место, где, по преданиям, собиралась нечистая сила.
Во время этого шабаша появлялся сам дьявол, ну а дальше начиналось настоящее тёмное веселье, подробности которого зависят от фантазии рассказчика, слушающих и степени выпитого.
Сальватор Роза. Шабаш
Помимо ведьм, художников интересовали и вампиры. Сейчас благодаря книгам и фильмам вампиров зачастую представляют как бледных юношей, готовых полюбить симпатичную девушку, которая и рада ему ответить взаимностью, словно бы обычные парни на неё не обращают абсолютно никакого внимания.
Но вампир на картинах многих художников — это чистое воплощение зла, никакого сочувствия и любви вызвать неспособный. Ими называли мертвецов, восставших из могилы и питающимися кровью людей, понятное дело, классический вампир имеет очень отдалённое отношение к слащавой сказке для подростков.
Эдвард Мунк. Вампир.
Кстати, легенды о вампирах есть почти во всех культурах начиная от шумеров, жителей древнего Вавилона, древних индийцев, китайцев и японцев. Даже в Древнем Риме были сказания о вампирах — их называли ламии и всерьёз верили в их существование.
Понятное дело, такие легенды не могли остаться без внимания живописцев, вампиров изображали прерафаэлиты — то есть британские художники XIX века, вдохновлявшие в своём творчестве различными мифами и легендами, и норвежский экспрессионист Эдвард Мунк.
Джон Уотерхаус. Ламия.
Хотя картина Джона Уотерхауса «Ламия» вполне могла бы служить рекламным постером к новым «Сумеркам», но таково было художественное видение прерафаэлитов — на первом плане красота и декоративность, и именно этим они и ценны.
Современная живопись, графика, фотография, изделия ручной работы на сайте галереи artAlebrio.com
Мы в соц. сетях
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи