ru
ru
Главная | Арт блог | ​В чём главная характерная особенность картины Нестерова «Видение отроку Варфоломею» и как художник создавал её
Назад
​В чём главная характерная особенность картины Нестерова  «Видение отроку Варфоломею» и как художник создавал её

​В чём главная характерная особенность картины Нестерова «Видение отроку Варфоломею» и как художник создавал её

Поделиться в соц сетях:

Михаил Нестеров — русский художник, прославившийся написанием картин на религиозную тему, которые отчасти стилистически и сюжетно напоминали древнерусские иконы, только выполненные в реалистической технике, как обычные картины. И выбрал он этот жанр не случайно — Нестеров был искренне верующим человеком, глубоко религиозным, потому и написание подобных полотен воспринимал как служение Богу. А ещё он расписывал церкви и относился к своей работе предельно серьёзно и скрупулёзно, доводя фрески до совершенства, часто переделывал их, и всё равно оставаясь недовольным результатом. Редко кто из художников был столь требователен к своим работам, многие просто писали в своё удовольствие, ради творческого самовыражения и для заработка, а для Нестерова живопись была тяжким трудом, требующим от художника полной самоотдачи.

Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею.

Самая популярная картина художника — «Видение отроку Варфоломею». Редкое полотно, которое полностью устраивало самого Нестерова. После его написания он говорил, что теперь прожил не зря, раз оставил картину, которая и спустя много лет будет что-то рассказывать зрителям и пробуждать их лучшие чувства.

Истинные шедевры редко создаются просто так, за каждым из них стоит немалый творческий поиск и неустанный труд, зачастую они своеобразная «лебединая песня» художника, квинтэссенция его мастерства и понимания жизни. Это всё в полной мере относится и к картине Нестерова.

В этой статье мы постараемся разобраться, как Нестеров пришёл к идее написания подобной картины, достаточно необычной для того времени — в моде был критический реализм наших замечательных передвижников Ивана Крамского, Ильи Репина, Владимира Маковского и многих других, или, на худой конец, пейзажи русской природы, в которых особого мастерства достигли Иван Шишкин, Алексей Саврасов и Исаак Левитан. А тут жанровая сцена из религиозной жизни, которую мог приобрести, если только набожный богатый купец, но никак не Павел Третьяков, с расчётом на которого и создавали художники многие свои картины.

Вначале Нестеров учился у Василия Перова — мастера небольших сатирических зарисовок и картин в духе критического реализма. Потому и полотна Нестерова напоминали Перовские, как, например, эта картина «Домашний арест».

Домашний арест

Сюжет прост — мелкий чиновник основательно загулял, вот жена с тёщей и отобрали у него сапоги и сюртук, а заодно велели заниматься чисто женскими делами — вязать какие-то мелкие вещи. Провинившемуся не позавидуешь, поскольку подобная работа — серьёзный удар по самолюбию, если друзья-собутыльники или сослуживцы его увидят за столь недостойным занятием, то насмешек хватит на всю оставшуюся жизнь. Потому и взгляд такой настороженный и забитый.

Насколько это полотно отличается от одухотворённой картины «Видение отроку Варфоломею». Но почему произошла такая трансформация взглядов?

Возможно дело в усилившейся цензуре и социально-политической ситуации. В 1881 году произошло покушение народовольцев на Александра II, закончившееся смертью императора. Правда, лучше жить простому народу от этого не стало, скорее наоборот, окончательно закрутили все гайки, а Александра II всё чаще представляли в образе мученика. Изменилась и живопись, художники стали чаще обращаться к религии, даже в бытовой жанр включали образы из Библии. Например, заключённые с картины Николая Ярошенко похожи на святое семейство, да и если присмотреться далеко не все из них могут быть осуждены, и уж точно никак не напоминают настоящих прожжённых уголовников.

Николай Ярошенко. Всюду жизнь. фрагмент.

И религиозные мотивы для Нестерова очень близки, благо он воспитывался в строгой патриархальной купеческой семье. Особенно он почитал Сергия Радонежского, а потому и надумал написать целый цикл картин про этого святого. А «Видение отроку Варфоломею» - первое полотно в этом цикле.

Потому и Сергей там ещё совсем мальчик 10–12 лет от роду, а Варфоломей — его первое имя, данное при рождении. Согласно сюжету картины и житию этого святого, отец послал его разыскать пропавших лошадей, и во время поисков встретил ангела в образе старца. Тот спросил о чём он мечтает, Варфоломей пожаловался, что ему никак не даётся грамота — 12 лет уже, а читать толком не умеет, из-за этого приходится терпеть насмешки. Старец дал мальчику ларец с просфорой — церковным хлебом и сказал, коли тот съест кусочек, то его желание исполниться. Так и произошло — Варфоломей стал учиться лучше всех сверстников, и насмешки прекратились сами собой. Великие дела зачастую начинаются с малого, с первого шага, и неизвестно, смог бы Варфоломей в будущем основать Троице-Сергиеву лавру и совершить все эти духовные подвиги, описанные в его житии, если бы вырос неграмотным и обиженным на весь мир человеком.

Сначала, в одном из своих первых эскизов, Нестеров написал Святого старца так, чтобы нам было видно его лицо.

Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. Эскиз. 1889.

Но задумка оказалась не очень удачная, потому он изменил композицию — старец написан в анфас, боком, его лицо скрыто капюшоном и видно только мальчику. Это образ сокровенный, не предназначенный для всеобщего обозрения, не случайно лишь Варфоломей смог увидеть и поговорить с ангелом, принявший облик старца. Да и картина так больше напоминает икону, нежели обычное полотно бытового жанра, где нимб и скрытое лицо совершенно неуместны.

Но особенно Нестерову пришлось потрудиться над лицом Варфоломея — оно должно быть одухотворённым, непохожим на лицо обычного мальчика его лет. Он сделал несколько набросков, но всё было не то — обычный деревенский мальчик, не чувствовалась в нём духовная сила и великое будущее.

Михаил Нестеров. Эскиз к картине “Видение отроку Варфоломею”. 1889.

Однажды Нестеров увидел больную чахоткой девочку — худенькую, с заострёнными чертами лица, из-за чего глаза казались большими, а нос тонкий. И этот образ показался ему наиболее подходящим, пусть мальчик и выглядит несколько хрупким и болезненным, но за телесной немощью проще показать величие духа.

Михаил Нестеров. Голова девочки.

Важно было ещё и написать правильное выражение лица, достоверно передать эмоции при встрече с чудом. И тут Нестерову помогла увиденная им в Париже картина Бастьена-Лепажа Жанна д’Арк.

Бастьен-Лепаж. Жанна д’Арк.

Там как раз изображён момент, когда Жанна д’Арк слышала голоса ангелов о том, что ей предстоит возглавить французский народ против английских захватчиков. Нелегко даже искренне верующему человеку принять такое чудо, потому её глаза выражают безмерное удивление, а лицо напряжённое. Подобное выражение видно и у мальчика — глаза широко распахнуты и пристально глядят на старца. Но этот взгляд осмысленный и доверчивый, он готов принять и исполнить всё сказанное старцем.

Пейзаж картины на первый взгляд вполне реалистичным — там нет сказочных элементов, непроходимых боров, как на картинах Васнецова.

Виктор Васнецов. Витязь на распутье.

Художник увидел его в окрестностях усадьбы Абрамцево, принадлежащей Савве Мамонтову. Но он очень русский и удивительно гармонирует с изображёнными персонажами. Тонкие деревья — с фигурой мальчика, а ларчик в руках старца с церковью на заднем плане.

Однако при этом передний и задний фон словно бы существуют сами по себе, что является характерной особенностью икон и техникой написания картин, в которой работал Нестеров.

Известно, что мы видим второй вариант картины — первый нечаянно испортил сам художник. Он стал писать её с высокой температурой, и во время работы потерял сознание, упал на холст и повредил его.

Михаил Нестеров. Неоконченный вариант картины Видение отроку Варфоломею.

Исправить было сложно, проще начать новый. Но благодаря этому происшествию искусствоведы выяснили главную характерную особенность картин Нестерова. Он писал без подмалёвка, в иконописной технике, сверху вниз, постепенно заполняя холст красками.

Обычно художники писали по-другому. Например, Левитан вначале писал подмалёвок, задающий общий цветовой тон картины, потом изображение на переднем плане, и лишь после всего фон на заднем плане.

Исаак Левитан. Сбор сена. Подмалёвок для картины.

Так-то Нестеров тут был исключением, в подобной технике расписывались фрески в церквях и ничего удивительно, что они ему удавались очень хорошо.

Чего нельзя, к сожалению, сказать об остальных частях цикла картин о Сергии Радонежском.

Михаил Нестеров. Труды Сергия Радонежского. Триптих.

Исчезло ощущение чуда, столкновение обыденного и неизъяснимого, это просто картины из жизни святого человека, а святости которого говорит только нимб над головой. Однако одну по-настоящему великую картину Нестерову написать удалось, так-то слова о том, что он работал не зря, были воистину верными.

Приглашаем всех ценителей современного творчества посетить ярмарку-выставку современного искусства и рукоделия 8 - 9 апреля которая пройдет в пространстве ХЛЕБОЗАВОД 9 по адресу Москва, Новодмитровская ул., д.1 стр., 17 (Бойлерная). с 12:00 до 20:00 - Вход бесплатный!

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram

автор статьи Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!