Сэр Джон Э́веретт Милле́ (Sir John Everett Millais; 1829–1896) — английский художник, основатель, наряду с Уильямом Хантом и Данте Габриэлем Россетти знаменитого «Братства прерафаэлитов». Он во многом определил новое направление в живописи, отличное от традиционного классицизма и академизма, и стал изображать обычную жизнь обычных людей, так как видел её на самом деле. Писал и природу под естественным освещением, на пленэре, пытаясь передать её истинную, а не выдуманную красоту. Этот стиль и новаторство принесли ему почёт и славу, Милле был награждён всеми возможными почестями, которые только возможны для художника. Однако его старость, несмотря на признание, вряд ли можно назвать счастливой. Почему так получилось, и о замечательных картинах Милле мы поговорим в этой статье.
Самые милые глаза, которые когда-либо видел
Прерафаэлиты предложили художникам, вступившим в их братство, отказаться от послерафаэлевского искусства, поскольку оно представляет собой лишь бесконечное подражание Рафаэлю, и отталкиваться от реальной жизни во время работы над жанровыми сценами и природы при написании пейзажей, стараясь изобразить их максимально реалистично. И Милле писал природу с научной тщательностью и точностью, причём всегда на пленэре. Мокнул под дождём, простужался осенью, страдал от докучливых насекомых, но отображал водную гладь, кувшинки и камыши с фотографической точностью. Даже учителя ботаники водили своих учеников в музей, где висела картина Милле «Офелия» чтобы они могли ознакомиться с речной флорой.
Офелия
Ему часто позировали знакомые и друзья и Милле писал их, стараясь максимально точно передать все особенности внешности, словно бы имел дело с фотоаппаратом, а не с кистями и красками. Современный гиперреализм в чём-то идёт от подхода, который исповедовал Милле.
Милле слишком рано добился всего и впоследствии ему пришлось пожинать плоды своей славы. Он поступил в Королевскую академию живописи в 11 лет, а одноклассники сразу же дали ему кличку «Малыш». Впрочем, безусловный талант был замечен ещё раньше, а когда Джону исполнилось 9 лет, то его родители перебрались из южного Саутгемптона в холодный и сырой Лондон, лишь для того, чтобы дать юному дарованию возможность развиваться. Милле поступил в лучшую художественную школу, с ходу был удостоен серебряной медали и ввёл в ступор всех членов жюри, когда они увидели, что получать её вышел не сформировавшийся юноша, а мальчик, который по идее ещё должен играть в игрушки, но никак не писать картины на профессиональном уровне. И Джон писал картины и занимался в Академии, не отвлекаясь на детские игры, в итоге к 17 годам её закончил, а заодно понял, что традиционное искусство — это очень скучно.
Долина покоя
Потому и решил вместе со своими друзьями Хантом и Россетти основать Братство прерафаэлитов. И задумка у них была поистине грандиозная, вполне в духе юношеского максимализма — изменить всю английскую живопись. Потому и следует опираться на древнегреческое, древнеримское и средневековое искусство. Раннее Возрождение и забыть как страшный сон всё, что происходило в живописи последние 300 лет.
Поначалу их манеру написания картин — яркие цвета и максимально реалистичные изображения считали издержками молодости. Ну бунтуют, по экспериментируют, а потом всё равно будут писать как все. Но художники от своего не отказываются, а их работы с каждым разом становятся всё совершеннее. Критики насторожились. Когда Милле представил на выставку в академии живописи картину «Христос в родительском доме», то её захлестнул шквал критики.
Христос в родительском доме
Почему Святое семейство написано так непритязательно, как обычные трудяги, а на полу валяется стружка? Защищать картину вызвался художник, арт-критик, литератор и либерал Джон Рёскин. В своё время он защищал художника Тёрнера, да и идеи прерафаэлитов — реалистичное отображение природы, дотошное внимание к деталям, максимально реалистичные картины были ему очень близки.
Рёскин предложил Джону Милле выдвинуться в академики живописи, и в 24 года — раньше не позволяли правила, Милле получил это высокое звание. В этом же году и подложил свинью своему протеже — познакомился с его красавицей-женой, которая позировала для картины Приказ об освобождении.
Приказ об освобождении
И тут во многом виноват сам Рёскин. Он, его жена Эффи Рёскин и Джон Милле поехали в Шотландию, полюбоваться на местные виды природы, где стали жить втроём в съёмном доме. Милле надумал написать очередной пейзаж, благо природа там была очень красивая, а Рёскин, опрометчиво решив, что работать над пейзажем Милле будет долго, поехал по своим делам Эдинбург, оставив молодого художника вместе со своей женой в одном доме.
Долина Бернем
Разумеется, между ними вспыхнули чувства — и было отчего. Рёскин за пять лет брака ни разу не удосужился выполнить свой супружеский долг. В итоге Эффи Рёскин подала в суд прошение о разводе, где доказала, что она девственница. Пришлось пройти не самую приятную процедуру осмотра, отчасти напоминающую средневековую, которой подвергалась художница Артемизия Джентилески, но оно того стоило — прошение о разводе было удовлетворено. А спустя год Эффи вышла замуж за Джона Милле.
Мариана
Рёскин не смог забыть такого, по его мнению, предательства и с тех пор отчаянно критиковал любые картины Милле. Но сведущие люди знали, почему идёт такая критика и не придавали ей серьёзного внимания.
А Милле наслаждался жизнью — огромный дом, любящая жена, восемь детей, повсеместное признание, дорогие заказы. В 1886 году Милле даже написал первую рекламную картинку — его картину «Мыльные пузыри», где Милле написал своего внука, растиражировали на рекламных плакатах, восхваляющих новое мыло.
Мыльные пузыри
Но богатство и слава никак не снизили работоспособность и трудолюбие художника. Заказов, от которых нельзя отказаться, со стороны сильных мира сего было всё больше и над ними требовалось работать. Но тут Милле пошёл на хитрость — он создал некоторые шаблоны, повторяющиеся позу, выражение лица и стиль одежды и писал по ним все заказные портреты.
Бенджамин Дизраэли, лорд Биконсфилд
В итоге многие его поздние работы были на один манер, напоминали массовое поточное производство, что немного напрягало галеристов, которые позже проводили выставки картин Милле.
После изумительных ранних картин следовали однотипные и скучные поздние и у посетителей создавалось ощущение, что художник просто исписался, перестал стараться и перешёл на откровенную халтуру.
За полгода до смерти Милле возглавил Королевскую академию искусств, где когда-то учился и сам в одиннадцатилетнем возрасте. Впрочем, здоровье художника было очень плохое и вряд ли новое назначение его как-то особенно обрадовало. Умер он на 57 году жизни, достигнув всего, что только мог незнатный художник в то время.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи