ru
ru
Главная | Арт блог | Трагедии в жизни Эдварда Мунка, странности, творчество​ и его необычные отношения с женщинами.
Назад
Трагедии в жизни Эдварда Мунка, странности, творчество​ и его необычные отношения с женщинами.

Трагедии в жизни Эдварда Мунка, странности, творчество​ и его необычные отношения с женщинами.

Поделиться в соц сетях:

Эдвард Мунк (1863–1944) — художник из Норвегии, писавший картины в стиле экспрессионизма, где художественное выражение человеческих эмоций преобладало над красотой и декоративностью, но этим-то они и ценны. Мунк почти всю жизнь писал картины в рамках огромного цикла «о любви, жизни и смерти», а его работы характеризуются трагичностью, резкостью, необъяснимыми или вполне логичными предчувствиями и предостережениями. Они построены на контрасте цвета, отличаются резкими, деформированными формами, своеобразной ритмичностью построения композиции.


Пепел

Однако сложно даже представить, что кто-то из богатых заказчиков предпочтёт повесить у себя в гостиной «Крик» Мунка, а не спокойное, жизнерадостное и декоративное полотно «классического» художника, например, Вильяма Бугро или уже ставших модными и признанными к тому времени Дега и Ренуара. Но почему же Мунк писал именно в таком стиле, неужели слава и богатство для него ничего не значили? Постараемся разобраться в этой статье.

Крик

Мунк был истинным северянином — с несколько угрюмым и непростым характером, когда эмоции не выплёскиваются наружу, а таятся глубоко внутри и в случае Мунка нашли отражение в его картинах. Возможно, экспрессионизм и должен был зародиться на севере, в противовес легкомысленному и жизнерадостному импрессионизму. В самом деле, когда каждый год приходится переживать долгую зиму, а природа сурова, без ярких южных красок, то это неизменно накладывает отпечаток на характер и мироощущение. Мунк был несколько странным человеком — очень не любил писать женские груди, не держал в доме цветов, поскольку искренне ненавидел, когда они увядают и подозрительно относился к самым безобидным поступкам своих друзей, ища скрытые мотивы. Но при этом был замечательным рассказчиком, его остроумными репликами восхищались все, кто их услышал, часто присутствовал на собраниях творческих людей в Осло, Берлине и Париже, где приковывал к себе неизменное внимание.

Автопортрет с руками в карманах

Мунк был красив и привлекателен, что в сочетании с остроумием и загадочной скромностью неизменно привлекало женщин. Но он избегал длительных отношений, более того, мог в буквальном смысле сбежать от своей возлюбленной прямо во время брачного медового месяца. Да и на всех автопортретах нарочно старил себя, добавлял несколько лет тяжёлой жизни, словно таким и ощущал себя в душе.

Свою первую картину Мунк продал очень рано — в 18 лет, а в 26 лет сумел организовать свою первую персональную выставку. Но при этом всю жизнь его работы вызывали недовольство критиков, которые откровенно издевались над его картинами.

Четыре возраста в жизни

А ещё Мунк любил море и очень неуютно себя чувствовал, когда из окна дома его не было видно. Но при этом велел построить вокруг своей открытой мастерской четырёхметровый забор и, понятное дело, работая там, морем он любоваться никак не мог. Словно бы нарочно создал для себя некомфортные условия. Возможно, это нужно было для творчества, чтобы точнее передать на картинах всё, что творилось в душе художника, не расслабляясь, глядя на приятные виды.

Вампир

«Я не хочу писать по канонам, женщины на моих картинах не будут вязать, а мужчины читать газету. Мне интересны люди, которые дышат, чувствуют, любят и страдают, я хочу, чтобы зрители относились к моим картинам, как к изображениям святых в церкви и снимали перед ними шляпу».

На фасаде дома, где родился и вырос Эдвард, сейчас написана одна из самых известных репродукций его знаменитой картины «Крик». Она занимает всю кирпичную стену, и как нельзя лучше передаёт общее ощущение от детства и отрочества Мунка и его жизни в этом доме.

Впрочем, вначале маленький Эдвард был счастлив. Отец ему рассказывал сказки, а мама заботилась о нём. Но она умерла, когда Эдварду было всего лишь пять лет, и отец ударился в религию, а перед сном читал своему сыну Библию. Когда Эдварду было 14, то умерла его 15-летняя сестра. В общем, было отчего прийти в уныние.

Больная девочка

Эдвард по велению отца стал учиться на инженера, но спустя год понял — точные науки не для него, ему хочется быть художником.

В этом ему помогла тётя Карен — она научила Мунка основам живописи, а главное — уговорила отца — человека сурового и неприступного пойти навстречу Эдварду и разрешить учиться на художника.

И наступила совсем иная жизнь. Через год Эдвард учиться на художника и продаёт свои картины, которые уже находят спрос — нечастое явление для творчества 18-летнего парня, которому ещё учиться и учиться. Но он был талантлив, и его талант как-то сразу оценили по заслугам. Эдвард снимает студию в центре Осло, получает стипендию для продолжения учёбы во Франции.

Ему вообще везло на всевозможные стипендии — благодаря им он мог вполне безбедно существовать, колесить по Европе и писать свои первые впечатляющие картины, например, «Следующий день».

Следующий день

Разумеется, такое творчество не могло остаться без критики со стороны консервативных любителей живописи. «Почему пьяные проститутки Мунка отсыпаются в национальной галерее?» — вопрошали они. Впрочем, были у творчества Мунка и свои поклонники. Его уважают художники, литераторы, многие представители творческой элиты, а за картины богатые коллекционеры готовы платить хорошие деньги. Мунк становится известным, и пусть эта известность несколько скандальная — для художника это даже хорошо.

А потом Мунк надумал дело всей жизни — грандиозный цикл «Фриз жизни», над которым работал 30 лет. Именно в него вошли его лучшие картины: «Крик», «Мадонна», «Пепел» и множество других, не менее значимых.

Мадонна (Женщина, занимающаяся любовью)

Мунк живёт обычной жизнью богемного художника. Заводит роман с Дагни Юэль, ставшей его натурщицей для самых откровенных картин, а потом встречается с Туллой Ларсен, отношения с которой заканчиваются для Мунка простреленным пальцем, а для Туллы — попыткой совершить самоубийство.

Впрочем, такая жизнь в итоге довела Мунка до нервного срыва. Человеком он был нервным и впечатлительным, а алкогольные возлияния и водоворот страстей были ему явно не на пользу.

Голова к голове

Настоящее признание для Мунка наступило с 1913 годов, но не сказать чтобы он стал от этого счастлив. С картинами он расставался мучительно — жалел, которые продавал и расстраивался, если на какую-нибудь не нашлось покупателя. Однако цены на его работы растут постоянно, будь Мунк порасторопнее, то легко мог бы стать миллионером. Впрочем, он был очень востребованным художником — его звали на выставки во все европейские страны и в Америку.

Девушки на мосту

А потом наступила Вторая мировая война и всем стало не до творчества Мунка, хотя оно как раз и прекрасно отражает всё, что творилось в то время. Умер Мунк в своём особняке, одинокий и покинутый, в городе, осажденном фашистами. Они, кстати, совершенно не оценили его работы и распродали их из музеев частным коллекционерам, словно забыли, что истинное искусство не всегда должно быть про декоративность и красоту, но и про человеческие чувства.


Купить картинку на сайте онлайн галереи artalebrio.com

Мы в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, FB, Instagram

автор статьи Михаил Федорин

Поделиться в соц сетях:
Назад
Добавить комментарий
Товар добавлен в корзину!