ru
ru
Главная | Арт журнал | "Спаситель мира" Леонардо да Винчи. 5 интересных деталей
Назад
"Спаситель мира" Леонардо да Винчи. 5 интересных деталей

"Спаситель мира" Леонардо да Винчи. 5 интересных деталей

Поделиться в соц сетях:

Одна их самых неоднозначных и загадочных картин в современной истории искусства. Написанная Леонардо да Винчи в конце XV века для Людовика XII, она более двухсот лет хранилась в королевских семьях Франции и Англии, а затем на многие годы исчезла из виду, появившись вновь в начале XX века. Ее несколько раз перепродавали на аукционах, ведь глядя на нее невозможно было даже предположить, что под слоями неудачных дорисовок и перекрашиваний скрывается шедевр великого мастера.

Леонардо да Винчи. Картина «Спаситель мира», 1499

Художник пишет изображение Спасителя на ореховой доске, располагая его строго фронтально. Такое расположение несвойственно для живописца, оно практически не встречается в его работах.

Мы видим зрелого человека, прошедшего через страдания и смерть, но не потерявшего веры. Возвышенный, одухотворенный лик выдает огромную внутреннюю силу духа. Лучи теплого неземного света мягко ложатся на высокий чистый лоб, прямой нос, оттеняют бледную кожу. Светло-золотистые отблески играют на вьющихся каштановых локонах, спускающихся ниже плеч, на мягкой бородке, обрамляющей лицо. Чуть прикрытые умные и выразительные глаза пристально смотрят на нас, заглядывая прямо в душу. Безграничное знание и мудрость светятся в них, а за внешней безмятежностью скрываются любовь и тихая печаль.

1. Сфумато

Как известно, сфумато изобрёл Леонардо. Благодаря ему герои картин эволюционировали от раскрашенных кукол до почти живых людей.

Добился он этого, поняв, что в реальном мире нет линий. А значит и на картине их тоже не должно быть. Очертания лиц и рук у Леонардо стали растушеванными, в виде мягких переходов от света к тени. Именно в этой технике создана его знаменитая «Мона Лиза».

В «Спасителе» сфумато тоже есть. Причём оно здесь гипертрофировано. Мы видим лицо Иисуса словно в тумане.

Тем не менее, «Спасителя» называют мужской версией «Моны Лизы». Отчасти из-за схожих черт. Здесь можно согласиться. Похожи и глаза, и нос, и верхняя губа.

А также из-за сфумато. Хотя если поставить их рядом, сразу бросается в глаза, что лицо Спасителя мы видим, как сквозь густой туман.

Слева: Леонардо да Винчи. Спаситель мира (фрагмент). Около 1500 г. Лувр в Абу-Даби. Справа: Леонардо да Винчи. Мона Лиза (фрагмент). 1503-1519 гг. Лувр, Париж

Так что это деталь двоякая. Вроде она и говорит об авторстве Леонардо. Но уж слишком навязчиво. Как будто кто-то подражал мастеру, но переборщил.

Ещё кое-что объединяет «Мону Лизу» и «Спасителя».

Леонардо был склонен придавать своим героям андрогинные черты. Его персонажи мужского пола имеют женские признаки. Вспомните хотя бы ангела в картине «Мадонна в скалах». У Спасителя черты лица тоже довольно мягкие.

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах (фрагмент). 1483-1486 гг. Лувр, Париж

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах (фрагмент). 1483-1486 гг. Лувр, Париж

2. Шар, как символ нашего мира

Самой яркой деталью картины, помимо лица Иисуса, является стеклянный шар.

Кому-то шар в руках Спасителя может показаться необычным. Ведь до открытия Колумбом Америки в 1492 году, люди считали, что Земля плоская. Неужели новые знания так быстро распространились по всей Европе?

Ведь если взять других «Спасителей» того времени, то становится понятным, что образ повторяется. И у немецких художников, и у голландских.

Слева: Дюрер. Спаситель мира (неокончен). 1505 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Справа: Йос Ван Дер Бек. Спаситель мира. 1516-1518 гг. Лувр, Париж

Слева: Дюрер. Спаситель мира (неокончен). 1505 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Справа: Йос Ван Дер Бек. Спаситель мира. 1516-1518 гг. Лувр, Париж

Дело в том, что о сферичности Земли было известно ещё древним грекам. Образованные европейцы тоже были в этом убеждены и в Средние Века, и в Эпоху Возрождения.

Мы ошибочно считаем, что лишь с путешествием Колумба люди осознали своё заблуждение. Теория о плоской Земле существовала всегда параллельно теории о ее сферичности. Даже сейчас найдутся те, кто будет Вас убеждать в том, что Земля – это четырёхугольник, покрытый куполом.

Ещё одна примечательная деталь есть у руки, которая держит шар. При близком рассмотрении мы можем рассмотреть пентименто. Это когда невооруженным взглядом видны изменения художника. Обратите внимание, что ладонь изначально была меньше, но мастер ее сделал шире.

Леонардо да Винчи. Деталь «Спасителя мира» (стеклянный шар). Около 1500 г. Лувр в Абу-Даби

Леонардо да Винчи. Деталь «Спасителя мира» (стеклянный шар). Около 1500 г. Лувр в Абу-Даби

Эксперты считают, что наличие пентименто всегда свидетельствуют об авторстве. Часть исследователей, оспаривающих авторство Леонардо да Винчи, полагали, что такой ученый не мог ошибиться, передавая преломление света в хрустальном шаре. Но в результате экспериментов ученые доказали, что изображение верно, просто он внутри полый.

Но это палка о двух концах. Вполне возможно, что руку написал ученик. А Леонардо лишь поправил ее.

3. Композиция «Спасителя»

Это как раз та деталь, которая говорит против оригинальности картины.

Дело в том, что вы не найдёте ни одного портретау Леонардо, где бы он изображал героя в четкий анфас. Его фигурывсегда обращены к нам в пол-оборота. Не важно, берёте вы раннюю работу или самую позднюю.

Леонардо делал это намеренно. Более сложной позой он пытался вдохнуть жизнь в своего героя, придавая фигурам хоть немного динамики.

Слева: Портрет Джиневры Бенчи. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона.  Справа: Святой Иоанн Креститель. 1513-1516 гг. Лувр, Париж

Слева: Портрет Джиневры Бенчи. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона. Справа: Святой Иоанн Креститель. 1513-1516 гг. Лувр, Париж

4. Леонардовское мастерство

Как анатому, Леонардо очень хорошо удавались руки изображённых. Правая рука и вправду написана очень умело. По-леонардовски изображена и одежда. Естественно выписаны складки рубашки и рукава. Тем более, что эти детали совпадают с предварительными набросками мастера, которые хранятся в Виндзорском замке.


Рисунки Леонардо да Винчи. Около 1500 г. Королевская коллекция, Виндзорский замок, Лондон

Достаточно сравнить «Спасителя» Леонардо с работой его ученика. Мастерство сразу видно на контрасте.


Справа: неизвестный автор (мастерская Леонардо да Винчи). 1505 г. Лувр, Париж

5. Леонардовские цвета

В начале 2000-х годов была проведена виртуозная и кропотливая реставрационная работа, длившаяся шесть лет. В 2011 году, после многочисленных искусствоведческих экспертиз, подлинность картины "Спаситель мира" Леонарда да Винчи была подтверждена.

В Национальной Лондонской галерее хранится Леонардовская "Мадонна в скалах". Именно этот музей первым признал оригинальность "Спасителя мира". Дело в том, что у сотрудников галереи был веский аргумент.

Анализ пигментов краски «Спасителя» показал, что он абсолютно идентичен краскам «Мадонны в скалах».

Справа: фрагмент картины «Мадонна в скалах». 1499-1508 гг. Национальная Лондонская галерея.

Справа: фрагмент картины «Мадонна в скалах». 1499-1508 гг. Национальная Лондонская галерея.

В картине нет яркой палитры и большого разнообразия красок, преобладают приглушенные, естественные оттенки всего трех цветов: синего (от дымчато-голубого до густо-синего), коричневого (от бледно-телесного до темно-каштанового) и глубокого черного.

Такие цвета очень символичны. Гармоничное сочетание синего (символизирующего небесное, божественное) и коричневого (означающего земное, человеческое) подчеркивает соединение в Иисусе двойственной природы: он сын Бога, рожденный обычной женщиной. И, конечно же, черный – символ вечности.

Да, несмотря на повреждения красочного слоя, цвета и правда мастерски подобраны.

Но этот же факт легко доказывает и другое. Картина была создана учеником Леонардо, который вполне логично пользовался теми же красками, что и сам мастер.

Можно долго гадать, написал ли Леонардо "Спасителя" сам "от и до". Или лишь подправил детище своего ученика.

Но за 500 лет картина была сильно повреждена. Да ещё и горе-владельцы подрисовали Иисусу бородку с усами. Видимо, их не устраивал андрогинный вид "Спасителя".

Как результат, в середине 20 века она и вовсе была продана на аукционе за 45 долларов. Настолько ее вид был плачевным.

2017 году новость о картине облетела газеты всего мира: после аукциона Christie's она стала самой дорогой в мире. Холст был куплен за 450 миллионов долларов коллекционером из ОАЭ. Ее владелец, принц Саудовской Аравии, хранит ее на своей яхте. Для нее строят культурный центр (данные на 2020г), где снова можно будет увидеть творение величайшего итальянского мастера.

Это произведение на протяжении многих лет считалось утраченным, а споры о его авторстве не утихают до сих пор. Но большинство исследователей сходятся во мнении, что Леонардо да Винчи, как минимум, принимал участие в ее создании, хотя завершить работу могли ученики. Известно еще около двух десятков других вариантов «Спасителя мира», написанных последователями Леонардо.


Подписывай на нас в соц. сетях FB, VK, instagram, Telegram, Дзен

Назад
Поделиться в соц сетях:
Товар добавлен в корзину!