Феликс Валлоттон — художник из Швейцарии, создавший множество портретов, жанровых сцен и картин в стиле ню. Человеком он был очень трудолюбивым, потому и творческое наследие оставил громадное. Искусствоведы даже затрудняются отнести его работы к какому-либо определённому художественному направлению — он работал в стиле импрессионизма, модерна, реализма, символизма, постимпрессионизма и даже японизма.
Вальс
Большинство из них интересны, обладают немалой художественной ценностью, пусть и не стали широко известны, как признанные шедевры Эдгара Дега, Ван Гога, Гогена или Клода Моне. В этой статье мы расскажем об этом плодовитом и разностороннем художнике и его картинах.
Родился Валлоттон в Лозанне. Родители были протестантами и консерваторами, отец работал нотариусом и поступил дальновидно — отправил своего, рано начавшего проявлять способности к живописи, сына в Париж учиться на художника. Там Валлоттон поступил в ученики к Жюлю Леферну, специализирующегося на салонных портретах очаровательных дам. Много тот писал и всевозможной обнажённой натуры под «фиговым листком» древнегреческих мифов, так-то Валлоттону было с кого брать пример. Подобные картины имели немалый успех.
Женщина в черной шляпе
Однако Валлоттон не хотел писать только в одном стиле, он изучал творчество старых мастеров в Лувре, восхищался работами Доминика Энгра, по постепенно склонялся к импрессионизму, когда побывал на выставке Эдуарда Мане. Впрочем, сначала он творил в традиционной манере, его первой картиной, получивший известность стал автопортрет, где он подражал Альбрехту Дюреру.
Автопортрет в 20-летнем возрасте
Но денег всё равно катастрофически не хватало, Валлоттон подрабатывал, копируя картины Веласкеса, но за такую ремесленную работу платили мало. Однако он решил со своей двоюродной сестрой путешествовать по Италии, зарабатывая лишь созданием всевозможных рисунков. Затея оказалась не слишком успешной — из-за безденежья пришлось вернуться, молодому малоизвестному художнику в то время прокормиться своим ремеслом было сложно.
Булонский лес
Нужно было искать что-то новое и этим новым, вернее хорошо забытым старым, стала ксилография — гравюры по дереву, которые использовались для создания чёрно-белых изображений на бумаге. Нужно было сделать их максимально выразительным, и вот в этом Валлоттон добился немалых успехов.
Он создал серию работ «Купальщицы» — 10 ксилографий, моделью для них стала любовница Валлоттона Хелен Шатено. Его работы были своеобразными, но узнаваемыми — резкий переход от чёрному к белому, уплощённое изображение, Валлоттон отказался от мнимого объёма на своих гравюрах в угоду чёткости и выразительности.
Лень
Увлёкся Валлоттон и японскими гравюрами, которые были очень модными в то время — жители Страны восходящего солнца постепенно открывали своё искусство европейцам, и в Европе появились первые работы японских мастеров, в частности, Хокусая. Их своеобразие, чёткость и лаконичность выгодно отличались от уже приевшихся классических европейских рисунков и картин, потому они и пользовались большой популярностью.
Впрочем, Валлоттон помимо живописи увлекался и политикой, на своих гравюрах он гравировал толпы демонстрантов, разгоняющих их полицейских, бедных рабочих. Слишком уж явственно проявлялась разница в уровне жизни между бедными и богатыми, а все неравнодушные творческие люди — а таких было немало, не могли оставаться в стороне.
В 1892 году Валлоттон стал участником творческой группы Наби, увлёкся авангардизмом, в его творчестве намечалась упрощение форм в угоду их чёткости и выразительности.
Обнаженные с кошками
В 1893 году он представил на суд зрителей картину «Купание. Летний вечер», которая имела успех — из-за своей выразительности и немалой смелости.
Купание. Летний вечер
К изображению обычных девушек, а не абстрактных мифических наяд и нимф, да ещё столь массово и в стиле модерна — к этому публика ещё не привыкла.
В 1899 году Валлоттон женился по расчёту на дочери известного арт-дилера Александра Бернхайма. Карьера его пошла в гору — Бернхайм был знаком с богатыми заказчиками-аристократами и мог выставлять картины Валлоттон в своей галерее.
Дама и ее служанка
Пятнадцать лет Валлоттон писал всевозможные картины, преимущественно в жанрах ню и портрета, но потом вернулся к ксилографии, работая над которой и получил первую известность. И тему для них выбрал самую животрепещущую в то время — Первая мировая война. Он хотел было отправиться на фронт, но ему отказали из-за почтенного возраста. Однако всё равно Валлоттон поехал на войну частным порядком, вместе с другими художниками, он не мог оставаться в стороне и искренне хотел показать в своих картинах истинное лицо войны.
Колючая проволка
Умер Валлоттон в возрасте 60 лет и до последнего своего дня работал, даже когда его повезли на операцию, у него осталось незаконченная картина — последняя в его жизни.
Большой выбор подароков ручной работы, картин, предметов декора - выбирайте в каталоге маркетплейса artalebrio.com
Мы в соц. сетях
автор статьи Михаил Федорин
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи