С кем когда-либо ссорился Караваджо и по какому поводу? Самый несдержанный живописец, о буйном нраве которого ходили легенды.
Великого художника Микеланджело Караваджо очень сложно было назвать добропорядочным гражданином. Более того, о его жизни вполне можно было написать приключенческий роман в духе Трёх мушкетёров — по крайней мере, со шпагой, как и храбрый гасконец Д’артаньян, тот почти никогда не расставался. И совершенно удивительно, как при этом Караваджо ухитрялся писать свои замечательные картины, быть новатором в живописи, широко использовать тенебросо — то есть писать картины, где чёрный фон преобладает над светлым, и применять резкие светотени, позволяющие передать эмоции изображённых на них персонажей более выразительно.
Святой Иероним в раздумьях.
Караваджо вполне можно назвать отцом реализма в живописи — именно он одним из первых художников начал писать в реалистическом ключе, а персонажами своих картин выбирал не только мифологических или библейских героев, но и простых людей, причём писал сцены из их жизни с подкупающей реалистичностью. Впрочем, и от написания сюжетов на античные и библейские темы он тоже не отказывался, поскольку они были всегда очень востребованы, а лишние деньги Караваджо никогда не мешали, особенно учитывая его разгульный образ жизни.
Он мог пару недель старательно работать, а потом, махнув на всё рукой, целый месяц шляться по кабакам, при этом не пропуская ни одной хорошенькой девицы, вполне в духе Густава Климта или Франсиско Гойи. Когда деньги заканчивались, то Караваджо вновь принимался за работу. Живопись для него не была единственной отдушиной в жизни, скорее способом заработка и возможностью проявить свои таланты. Возможно, не умей Караваджо так писать, то стал бы неплохим солдатом, который, правда, больше времени проводил на «губе», нежели в своей казарме, и зачастую подвергался различным физическим наказаниям, столь распространёнными в любой армии в то время, если на то осмеливались вышестоящие офицеры, но зато в бою был безоглядно храбр и наверняка совершил какие-нибудь военные подвиги.
Музыканты
Но к счастью он стал художником, чей стиль в живописи впоследствии взяли на вооружение многие мастера кисти, в том числе и молодой Рембрандт — а это и есть безоглядное признание таланта, поскольку посредственности никто подражать не будет.
О вспыльчивости Караваджо в Риме ходили легенды и очередная ссора с кем угодно и по какому угодно поводу тогда воспринималась современниками как нечто само собой разумеющееся. О том, с кем и по каким поводам ссорился сей «буйный малый» мы и поговорим в этой статье.
Однажды Караваджо повздорил с художником Джованни Бальоне, назвав того бездарём и сочинив на пару со своим приятелем насмешливые стихи, где писал, что Бальоне бездарь и рогоносец, а его картины — насмешка над живописью, особенно если посмотреть, что этот художник творит с композицией и пропорциями персонажей на своих полотнах.
Джованни Бальоне. «Любовь земная и небесная», 1602
И вот тут с Караваджо сложно не согласиться — к шедеврам картины Бальоне отнести никак нельзя, и он просто высказал свои мысли в привычной ему резкой и прямой манере. Бальоне обиделся не на шутку, и даже сумел отомстить, но лишь как истинный трус — после смерти Караваджо написал его биографию, где достаточно жёстко критиковал этого художника. Но кто сейчас помнит про Бальоне? Время всегда расставляет всё по своим местам — оно действует как лучший цензор, позволяющий легко выявить истинных мастеров и шедевры, и отсечь всё ненужное.
Однако доставалось от Караваджо и простым официантам в трактире, если те не смогли достаточно вежливо ответить на его вопрос. Однажды тот спросил в каком масле варили подававшие ему артишоки, слуга толком ответить не смог и посоветовал просто понюхать миску с блюдом, что очень не понравилось Караваджо и дало повод вновь обнажить шпагу.
Ужин в Эммаусе
Со шпагой Караваджо вообще почти никогда не расставался и постоянно носил с собой. Это навлекло на него очередные неприятности. Однажды он ночью шёл по своим делам и наткнулся, по своему всегдашнему невезению, на стражников. Те поинтересовались, почему он шляется по ночам, да ещё с оружием и есть ли у Караваджо разрешение на его ношение. Караваджо безапелляционно заявил: «спросите у главного человека в Риме — он вам ответит, но только устно». Стражникам сей ответ не понравился, и потому они заточили Караваджо в тюрьму. Впрочем, ненадолго, вскоре его отпустили, возможно, знали, что он способный художник, а таких людей держать в тюрьме негоже, но, скорее всего, помогло заступничество могучих покровителей, в частности, кардинала Франческо дель Монте.
Взятие Христа под стражу
Однако даже когда разрешение на ношение шпаги и кинжала Караваджо носил при себе, то всё равно умудрился загреметь в тюрьму. А не нужно было посылать капрала стражников, да ещё в присутствии его подчинённых, каждый раз неоднократно давая новый адрес, при этом проявляя немалую фантазию.
Впрочем, хорошо знавшие Караваджо добропорядочные граждане Рима, считали, что ничего опаснее зубочистки он с собой носить не должен — уж слишком не сдержан и буен.
Честь своих близких и возлюбленных Караваджо защищал отчаянно, и не смотря ни на статус, ни на знатность и могущество тех, кого он посчитал её оскорбившим. Досталось даже такому знатному господину, как нотариус Мариано Паскуале — тот посмел неодобрительно высказаться о любовнице Караваджо куртизанки Маддалены Антонетти. Караваджо подстерёг обидчика и ударил его эфесом шпаги по затылку — не смертельно, но шишка наверняка получилась основательная. Будь Паскуале менее знатен и могущественен, наверняка Караваджо вызвал его на дуэль, поскольку трусом он никогда не был, а честный поединок предпочитал разбойничьим атакам из-за угла.
Мадонна и Младенец со святой Анной
Караваджо насмерть поссорился и с родным братом, да так, что отказался узнавать его, полностью вычеркнув из своей жизни. Кстати, брат стал священником и однажды приехал в Рим, где встретился с кардиналом Франческо дель Монте, который покровительствовал Караваджо. Но на все приветствия брата и разговоры о своей семье Караваджо отвечал: «впервые вижу этого священника».
Ну с самая серьёзная ссора, окончившая плачевно для обоих, произошла с жителем Рима Рануччо Томассони. Караваджо, оскорблённый высказыванием по поводу его возлюбленной, схватился за шпагу и нанёс тому смертельный удар. Пришлось Караваджо срочно покинуть Рим и скрываться на Мальте.
Там он даже ухитрился вступить в Мальтийский орден, написал несколько портретов его магистров, в частности, Алофа де Виньянкура и в благодарность стал рыцарем.
Портрет Алофа де Виньякура
Но тут опять поссорился с некоторыми другими рыцарями, в итоге был изгнан из ордена и вновь оказался в тюрьме. Впрочем, Караваджо вскоре оттуда сбежал.
Доставалось от Караваджо и натурщикам — во время написания картины «Воскрешение Лазаря» те отказались держать в руках уже начавшее разлагаться мёртвое тело. Но Караваджо схватился за кинжал, и конфликт был улажен.
Воскрешение Лазаря
Возможно, Караваджо был не самым спокойным человеком на свете, зато по его жизни вполне можно было снять отличные биографические фильмы, что и было сделано — можно рекомендовать посмотреть английский фильм «Караваджо» 1986 года и с таким же названием, но снятый в 2007 году в Европе. Самым же дорогим и масштабным считается фильм итальянский фильм «Караваджо: Душа и кровь» режиссёра Хесуса Ламберта. Думаем, что с этими фильмами интересный вечер вам будет гарантирован.
А коллекционерам и любителям современной живописи поможет наш сайт artalebrio.com в поисках новых талантливых художников и произведений.
Подписывай на нас в соц. сетях
автор статьи Михаил Федорин
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи