ru
ru
Главная | Арт-журнал | Самый беспутный художник в Париже начала XX века Амеде́о Модильяни и его трагическая история любви.
Назад
Самый беспутный художник в Париже начала XX  века Амеде́о Модильяни и его трагическая история любви.

Самый беспутный художник в Париже начала XX века Амеде́о Модильяни и его трагическая история любви.

Поделиться в соц сетях:

Амеде́о Модильяни (1884–1920) — итальянский художник и скульптор, чьи работы мало кому были нужны при его жизни, но сейчас стоят баснословные деньги. Возможно, он просто опередил своё время, не случайно его биография его в чём-то напоминает рассказ о непризнанном гении, которого оценили лишь после его смерти. О яркой, но, к сожалению, такой короткой жизни Модильяни и его удивительных картинах и скульптурах мы и поговорим в этой статье.

Амеде́о Модильяни. Автопортрет.

Вообще, творчество Модильяни сложно толком классифицировать — ну никак оно не укладывается в привычные рамки определённого художественного направления. Большинство экспертов всё же относят его к экспрессионизму, его картины удивительно похожи на скульптуры, словно не имея возможности лепить, он пытался изобразить их на холсте.

Портрет женщины в синем платье

А ещё он был истинным художником, со странным и непривычным образом жизни, который был чересчур даже для всё повидавшего Монпарнаса. Он пил абсент больше всех, беспутничал похлеще самого Тулуз-Лотрека, был самым нищим и неприспособленным к реальной жизни среди всех монмартрских художников — этакий итальянский Михаил Врубель, живущий в Париже, любителем скандалов и бурного выяснения отношений, не боящимся ни полиции, ни сильных мира сего как наш Василий Верещагин.

Иногда за обед и выпивку в парижских кафе он расплачивался своими картинами, тут можно только позавидовать владельцам этих учреждений, всего через десяток лет им достаточно было продать его картины и безбедное существование обеспечено. Но кто мог тогда подумать, что его работы будут так дорого стоить?

Мадам Зборовская

А ещё казалось, что над ним довлеет какое-то проклятие, которое неизбежно увлечёт в могилу и самого художника и его близких. К сожалению, так и получилось, а история любви Модильяни не менее трагична, чем его странная и рано окончившая жизнь.

Модильяни родился в итальянском городке Ливорно в многодетной еврейской семье — был четвёртым, самым желанным ребёнком. Вначале семья была вполне себе благополучной, но потом дела пошли плохо, а в тот момент, когда у его матери начались схватки, пришли приставы, чтобы описать имущество разорившегося отца. Пришлось все ценные вещи и драгоценности перенести на кровать роженицы — по итальянским законам она была неприкосновенна и можно было не опасаться, что судебные приставы их заберут. Так, Амеде́о и родился — в окружении драгоценностей, которые потом очень пригодились его матери Евгении Гарсен. На них она открыла частную школу, вскоре ставшей лучшей в Ливорно.

Портрет мадам Амеди

Когда Амеде́о вырос он с восхищением и любовью говорил о своей матери, но почти никогда об отце — тот оказался слаб, после своего банкротства он забросил дела, хандрил и часто выпивал. Роль отца для Амеде́о взял на себя дедушка, который и привил ему любовь к живописи.

Амеде́о был очень болезненным — в детстве переболел плевритом, потом брюшным тифом, но даже в горячённом бреду просил дать ему кисти и краски. В 14 лет он забросил обычную школу и поступил в художественную студию.

А в 16 лет Амеде́о заболел туберкулёзом. Требовалась смена климата и его мама поехала с сыном в Рим и Неаполь. Там Модильяни знакомился с работами старых мастеров, много рисовал и заодно ухлёстывал за девушками. Поправив здоровье, Модильяни стал учиться в Венеции, и по мнению многих исследователей его жизни, именно там впервые принял наркотики.

Во Францию Модильяни приехал в 1906 году. Тогда Париж был главным городом для художников и любителей живописи — там творили ведущие художники того времени: импрессионисты Эдгар Дега, Клод Моне, Пьер Ренуар и другие. Сначала денег у Анри было много — не своих, от матери, и он жил на широкую ногу — в самом дорогом отеле и кутил напропалую. Потом деньги кончились, пришлось снимать дешёвую комнатку на Монпарнасе и экономить на качестве выпивки, но отнюдь не на количестве. Кстати, именно Модильяни и Морис Утрилло были главными скандалистами и алкоголиками в этом районе.

Портрет Франса Хелленса.

А Модильяни пил много — вначале, чтобы чувствовать себя уверенно, потом, чтобы окончательно не разочароваться в жизни. Он жаждал славы, известности, но его картины никому не были нужны, люди просто не замечали их.

В 1909 году Модильяни становиться скульптором, как его приятель Константин Бранкузи. Вот только здоровья и силы для создания скульптур у Модильяни было мало — болезненный от природы он ещё больше его расшатывал своим беспутным образом жизни и алкогольными кутежами. Зато благодаря скульптуре Модильяни выработал свой стиль в живописи — ни на что не похожий, но узнаваемый сейчас первого взгляда. Люди на его портретах чем-то напоминают скульптуры — у них плоские и вытянутые лица, удлинённые шеи и носы. Там не было тщательной прорисовки, причудливой игры света и тени, хотя Анри при желании мог писать и в классической манере, просто не хотел этого делать.

Дорога

Не повезёт в деньгах — повезёт в любви. Справедливость этой сомнительной поговорки Модильяни доказал на собственном опыте. Он был очень привлекательным для женщин — натурщицы после позирования обычно оставались с художником на ночь. Любовниц у него было множество, даже наша знаменитая поэтесса Анна Ахматова не смогла устоять перед его чарами. Тогда она приехала в Париж в свадебное путешествие со своим мужем Николаем Гумилёвым, то познакомилась с Модильяни. Гумилёв прознав про это от греха подальше решил уехать с ней из Парижа как можно быстрее.

Первой настоящей любовью для Модильяни стала поэтесса Беатрис Гастингс. Тут два страстных темперамента сошлись вместе — и в их отношениях было всё доведено до крайности. В минуты нежности они танцевали голыми на Монмартре, не обращая ни на кого внимания, а Анри выбивался из сил, стараясь удовлетворить Беатрис, отличавшуюся неуёмными желаниями.

Сидящая обнажённая.

Но и скандалили они страшно, их крики были слышны на весь Монмартр. Отношения продлились всего год, но вряд ли Модильяни и Гастингс вынесли бы их более длительное время — слишком много страсти и энергии они забирали.

Портрет Беатрис Гастингс

Ну а главной женщиной для Модильяни была Жанна Эбютерн — 19-летняя невзрачная девушка, которая, в отличие от других, не пыталась изменить его — понимала, что это бесполезно, а принимала Модильяни таким, каким он был на самом деле.

Портрет Жанны Эбютерн

Он также пил, употреблял наркотики, у него не было денег — даже когда удавалось продать какую-нибудь картину, то пропивал всю выручку со своими приятелями — настоящих друзей у Модильяни практически не имелось, иногда бил свою подругу, но всё равно относился к Жанне с нежностью и любовью. Кстати, Модильяни написал немало портретов в стиле НЮ, но ни на одном из них не было Жанны. Он выделял её из своих натурщиц, а иногда они просто сидели вместе в кафе и прижимались к друг другу, словно ища поддержки от такого практичного и жестокого мира, которому не было никакого дела до непризнанного художника и его невзрачной подруги.

Модильяни умер в больнице для бедных, оставив свою подругу на девятом месяце беременности. Та не плакала, а просто подошла к окну шестого этажа и сделала маленький шаг, оказавшимся последним в её жизни. А когда хоронили Модильяни, то за гробом шло множество людей, которые ещё вчера гнали его отовсюду и смеялись над ним.


Картины в стиле НЮ на сайте галереи artalebrio.com. Собери свою коллекцию современной живописи, покупай произведения напрямую у автора.

Подписывай на нас в соц. сетях

Дзен, VK, Tg, Youtube, FB, ig

автор статьи для artAlebrio.com Михаил Федорин

Назад
Поделиться в соц сетях:
Товар добавлен в корзину!