Самая вопиющая лесть в истории живописи. Почему Тициан изобразил маркизу Изабеллу д’Эсте моложе на 40 лет и как она оценила его творчество?
Тициан Вечеллио (1477-1576) - итальянский художник эпохи Возрождения, за свою долгую жизнь написавший множество великолепных картин и внёсший значительный вклад в живопись. Он был изумительным колористом, умел замечательно работать со светом, и посредством его достоверно передавать любые эмоции персонажей своих картин, будь масштабная сцена на мифологический и религиозный сюжет или камерный портрет. Многие художники во все времена пытались на своих картинах отразить «колорит Тициана», но мало у кого он получался.
Даная
Его портреты отличались психологической глубиной, достоверностью и эмоциональностью, потому и самые знатные и богатые люди того времени охотно заказывали свои портреты Тициану — знали, тот напишет как нужно, и портрет будет не стыдно показать своим гостям и сохранить для потомков.
Венера Урбинская
Но не всегда его портреты в точности соответствовали оригиналу, а небольшие приукрашивания были в порядке вещей — всё же в Средневековье люди далеко не всегда отличались хорошим здоровьем, а оспины и следы всевозможных кожных болезней на лице были обычным делом. Потому их обычно закрашивали, негоже же потомкам думать, что их знаменитый прадед так неважно выглядел. Но вот с портретом маркизы Изабеллы д’Эсте Тициан несколько перемудрил.
Она была одной из самых образованных женщин своего времени, коллекционировала картины, покровительствовала и лично общалась со многими художниками, что считалось тогда для них большой честью, а для маркизы своеобразным одолжением. Просто тогда художники находились на положении ремесленников, пусть способных и талантливых, но, в общем, обычных мастеровых, которые должны знать своё место и уж оно явно не рядом с господами.
Леонардо да Винчи. Изабелла д’Эсте. 1499.
Изабелла д’Эсте была знакома и с Леонардо да Винчи, который создал её портрет в молодости, правда, он больше похож на обычный рисунок, без знаменитого и крайне трудоёмкого сфумато, написанного множеством слоёв масляной краски, которое да Винчи применял в своих лучших и самых знаменитых работах, например, «Дама с горностаем».
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем
Тициан маркизу Изабеллу д’Эсте очень уважал, потому и решил угодить заказчику, написать её портрет так, чтобы он наверняка понравился. Даже не стал утруждать столь высокочтимую особу позированием, решил взять за основу её старые портреты. В итоге работа была сделана, портрет получился красивым, вот только когда она взглянула на него, то заявила: «портрет Тициана имеет столь привлекательный вид, что я и не помню, что когда-то была в том возрасте, как на этом портрете».
Тициан. Портрет Изабеллы д’Эсте.
И действительно, на момент когда Тициан стал писать портрет прекрасной маркизы, ей исполнилось 60 лет, по Средневековым меркам возраст более чем почтенный, потому наверняка она и выглядела соответствующе своим годам. Если бы Тициан ей польстил в меру, написал портрет красивой, умудрённой жизнью достойной дамы, что он вполне был способен сделать, то заслужил бы похвалу и искреннюю благодарность маркизы. А так картина больше походила на карикатуру с запредельным уровнем лести, Изабелла д’Эсте была женщиной умной, потому и вместо восторгов ограничилась завуалированной насмешкой и критикой.
Возможно, это тенденции эпохи Возрождения, когда стали обращать внимание не только на духовную, но и на физическую красоту, а художники стали восхищаться ей в своих картинах. Например, Сандро Боттичелли написал первое настоящее ню за 1200 лет, с эпохи раннего Христианства.
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры.
Понятное дело, были и другие фрески и иконы, художники изображали нагую Еву, но это изображения исключительно религиозные и нравоучительные, без восхищения её красотой. Однако всё хорошо в меру, всё же срезать заказчице 40 лет — это явный перебор, и в дальнейшем художники хоть и льстили на своих портретах, но не так явно.
Фёдор Рокотов. Портрет Екатерины II.
Например, наш замечательный художник Фёдор Рокотов написал портрет Екатерины II соответствующее её возрасту и особенностям внешности, даже не побоялся изобразить намёк на второй подбородок. Но всё равно она на нём величественная и благородная, истинная императрица и картину оценила по достоинству.
Портреты, пейзажи, натюрморты, геометрические абстракции и много другой живописи, графики вы можете выбрать и купить картину на artAlebrio.com.
Мы в соц. сетях
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи