Русские художники написали немало выдающихся портретов красавиц, многие из которых сейчас находятся в музеях. Кроме всем известных шедевров, например, «Незнакомка» Крамского были и портреты менее раскрученные, что, впрочем, нисколько не умаляет их художественных достоинств. О портретах, отображающих идеал русской красоты, мы и поговорим в этой статье.
Константин Маковский (1839–1915) был самым высокооплачиваемым и популярным художником своего времени. Его успех был во многом предопределён, и в жизни ему удавалось всё легко и непринуждённо.
Родился он в обеспеченной творческой семье, в которой его тягу к живописи всячески поддерживали. Отец, Егор Маковский коллекционировал картины, приглашал в гости и для обучения своих сыновей ведущих художников Василия Тропинина и Карла Брюллова. Впоследствии Константин всегда тепло отзывался о своём отце и говорил, что без его помощи он вряд ли бы стал художником. Костя уже в 12-летнем возрасте стал учиться в Московском училище живописи, потом была Академия художеств и участие в знаменитом «бунте четырнадцати». Впрочем, бунтовал Маковский скорее из-за стремления поддержать товарищей, да и передвижником стал, лишь отдавая дань моде.
Константин Маковский. Автопортрет.
К тому же картины передвижников были востребованы, их выставки собирали толпы людей, а богатые заказчики платили за полотна ведущих художников-передвижников, таких как Илья Репин или Василий Перов неплохие деньги.
Вот только творчество Маковского отличалось разительно, писать народ он был согласен, но вот показывать его страдания — нет уж, увольте. В его картинах на первом плане была красота, там даже крестьяне все в чистых и добротных одеждах и совсем не выглядели «униженными и оскорблёнными». Маковский не разделял и многие идеи передвижников, часто писал портреты богатых купцов, фабрикантов и аристократов на заказ.
Боярыня у окна
Работа давалась ему очень легко, постепенно он так набил руку, что стандартный портрет ухитрялся писать за несколько часов. Однако когда портрет был готов, то просто откладывал его в дальний угол, и говорил заказчику прийти за ним через месяц. Тот уходил, уверенный, что художник всё это время корпит над портретом, постепенно доводя его до совершенства, потому и берёт так дорого.
На седьмой выставке передвижников в 1879 году Маковский вместо стандартных для передвижников картин представил полотно «Русалки», представляющие собой художественное воплощение народных преданий о них.
Русалки
Однако написал его в своём стиле — красочном и несколько провокационном для того времени. Назови его Маковский как-либо иначе, напиши не русалок, а обычных, купающихся обнажёнными под луной девушек — скандал был бы основательный. А так картина всем понравилась и её приобрёл сам император Александр II. В русской живописи вообще писать НЮ было как-то не принято, например, Третьяков такие работы никогда не покупал, хотя случались и исключения, например, картина Ильи Репина «Садко».
Но постепенно Маковский, когда требования к нравственности стали не такие жёсткие, стал писать и картины в стиле НЮ, изображающие и современных девушек как на полотне «Красавица, готовящаяся к купанию» начала XX века.
Красавица, готовящаяся к купанию
Оно написано ближе к импрессионистской манере, без тщательной прорисовки фона, видны заметные мазки, там изображён момент «здесь и сейчас» и тема взята вполне в духе импрессионистов — восхищение красотой купающейся девушки. Всё это совсем не вяжется с академизмом, в стиле которого написаны многие полотна Маковского. Но он не был ярым приверженцем одного направления в живописи, и в своих поздних работах уделял внимание модному и передовому в то время импрессионизму.
Однако прославился Маковский больше своими красочными портретами и жанровыми картинами, идеализирующими русскую старину. Боярыни в богатых русских национальных костюмах, масштабные застолья с запечёнными лебедями на столах, старинные русские обычаи — вот обычные темы для картин Маковского. Ему и заказывали портреты в русской национальной одежде, как, например, «Портрет княгини Зинаиды Юсуповой», и это действительно красиво.
Портрет княгини Зинаиды Юсуповой
Фёдор Рокотов (1735–1808) — русский художник-портретист. Происходил из семьи крепостных крестьян, однако есть предположения, что он был внебрачным сыном князя Петра Репнина, потому и ещё в юные годы стал свободным. Отец позаботился о сыне — поначалу устроил в Сухопутный шляхетский корпус постигать военную науку, но увидев, что тот неплохо рисует, замолвил словечко перед Иваном Шуваловым, бывшим тогда фаворитом Елизаветы Петровны, а заодно и основателем Академии художеств.
В то время у Академии художеств не было даже своего здания, и она располагалась в личном доме Шувалова, преподаватели — все сплошь иностранные художники. Однако Рокотов быстро учился и проявлял недюжинные способности к живописи, и уже в 1757 году написал первый серьёзный «Портрет молодого человека в гвардейском мундире».
Портрет молодого человека в гвардейском мундире
Считается, что это портрет самого художника в юности. Вскоре пошли и достаточно выгодные заказы от аристократов и высших сановников — сказалась хорошее знакомство с Шуваловым и низкая конкуренция со стороны других художников. Тогда хороших доморощенных живописцев в России было мало, а заказывать портреты у иностранцев некоторым заказчикам уже надоело — Рокотов брал за работу дешевле и писал не хуже. А главное — у Рокотова появилась возможность писать портреты членов императорской семьи. Это было очень престижно и привлекало других заказчиков — каждому придворному было лестно заказать портрет у художника, который писал даже Императрицу.
Портрет Екатерины II
Знаменитый «Портрет Екатерины II» Рокотов написал в 1763 году. Историки до сих пор недоумевают, почему Рокотов получил право написать портрет самой императрицы. Были и более знатные и маститые художники, например, Иван Аргунов, но именно Рокотов был удостоен столь высокой чести. А ведь ему не было и 30 лет, да и крепостное происхождение статуса не добавляло.
Однако картина получилась очень удачной. Во многом благодаря правильному, хотя и достаточно редкому в то время ракурсу — в профиль. Екатерина II выглядит величественно и благородно — она умна, жаждет власти, готова за неё бороться и уж точно никому не отдаст, но одновременно готова многое сделать во благо своей страны, хотя бы для того, чтобы остаться в памяти потомков как достойная правительница, которая покровительствовала искусству и вела продуманную внешнюю политику.
Впрочем у Рокотова были и другие портреты красавиц, например, «Неизвестная в розовом».
Неизвестная в розовом.
Александр Евгеньевич Яковлев (1887–1938) — русский художник и иллюстратор. Родом из очень уважаемой семьи. Папа — морской офицер, мама — доктор наук, сестра — оперная певица, брат — авиатор. Нужно было соответствовать и не посрамить честь семьи, и Александру это удалось. Он стал художником и иллюстратором, в 1913 году вступил в художественное объединение «Мир искусства», выставлял на организованных этим объединением выставках свои картины, а за полотна «В бане» и «Купание» получил право на пансионерскую поездку за границу, чем с удовольствием воспользовался. О революции 1917 года Яковлев узнал в командировке на Дальнем Востоке и тут, возможно, поступил чересчур осторожно, даже трусливо. Он просто уехал за границу, бросив на произвол судьбы своего сына и жену. Судьба их сложилась несчастливо — сын умер в 1918 году, жена покончила с собой в 1929.
А Яковлев продолжал путешествовать по всему миру и писать картины. Одна из лучших его картин — «Портрет Анны Павловой». Он написал его в Париже, где на улице художников — Монмартре снял небольшую квартиру.
Портрет Анны Павловой
Портрет написан в стиле неоклассицизма, в особой, свойственной Яковлеву манере. Павлова там красива и грациозна, настоящая прима, звезда балета. Изысканное платье, необычная танцующая поза, словно она всё ещё находится на сцене, а не спускается с лестницы Мариинского театра. Вряд ли он сумел бы написать подобное полотно, живя в Советском Союзе — наверняка судьба его, как сына морского офицера сложилась бы печально, но легче ли от этого его оставшимися на Родине жене и сыну?
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи