Некоторые художники имели отличное чувство юмора и любили весёлые розыгрыши, не всегда, впрочем, безобидные и добрые. О них и поговорим в данной подборке.
Валентин Серов внешне производил человека строгого и угрюмого, и совершенно незаметного в обществе, среди малознакомых ему людей. Но с друзьями он преображался и любил остроумные розыгрыши, к которым подходил со свойственной ему основательностью. Серов сотрудничал с журналом «Мир искусства» и одновременно писал портрет императора Николая II.
Портрет императора Николая II (Портрет Николая II в серой тужурке)
Он пришёл в редакцию и сообщил радостную весть — император хочет прибыть с визитом, а заодно подарить 30 тыс. рублей, прослышав от Серова про бедственное положение журнала.
Портрет был уже готов, и Серов решил узнать, какую реакцию он произведёт на зрителей достаточно оригинальным способом — поставил его за столом, и задрапировал так, чтобы создавалось впечатление сидящего в комнате настоящего императора.
Эффект превзошёл все ожидания. Первый же входящий в комнату человек гаркнул: «Здравию желаю ваше императорское величество». За ним последовали примеру и следующие входящие, в том числе знаменитый театральный декоратор Лев Бакст и критик Александр Бенуа.
А Серов был счастлив — розыгрыш удался, а заодно стало ясно, что портрет действительно хороший, раз сумел ввести в заблуждение настоящих художников.
А вот этот предприниматель и меценат имел репутацию человека весёлого и добродушного, который любил розыгрыши.
Илья Репин. Портрет С. И. Мамонтова
Однажды Мамонтов пригласил в свой дом на званый обед ведущих художников России: Репина, Васнецова, Коровина, Поленова и после него предложил всем отправиться в его мастерскую — посмотреть на новоприобретённый этюд испанского художника. И сделал это неспроста — Илья Репин в то время буквально грезил испанской живописью, по его мнению, испанцы умели великолепно передавать колористику, не хуже самого Тициана и писать яркие и запоминающиеся картины.
Константин Коровин. Портрет хористки.
Репин был в восторге. «Да, настоящий испанец, посмотрите, как сочно и ярко он пишет, великолепная передача цветов. Да, это живопись ради чистого искусства, общественной ценности она не имеет, но всё равно как здорово написано». Эта тирада вызвала у Мамонтова взрыв хохота. «Вот он, испанский художник» — сказал, показывая на Коровина Мамонтов, брюнет, сочно пишет, вполне сойдёт и за испанца».
Однажды американский художник-социалист Рокуэлл Кент, который был удостоен Ленинской премии, переехал на остров Монеган. Он был трудоголиком и совершенно не чурался тяжёлой физической работы, даже гордился её. Потому и писал картины лишь вечером, после тяжёлого трудового дня, а целый день строил и ремонтировал дома, занимался ловлей омаров или рытьём колодцев. Потому и местные жители вскоре признали художника за своего и искренне уважали его.
Рокуэлл Кент. Зима. Остров Монеган
Вскоре Кент привёз свою девушку. Построил дом, обустроил свой быт — негоже же столь уважаемому и трудолюбивому человеку жить одному. Этот поступок вызвал полное понимание и одобрение всех местных жителей, которые пришли поприветствовать невесту. Были даже журналисты светской хроники, которые активно фотографировали будущих супругов, а на берегу собралась приличная толпа. За всеобщим ликованием не заметили, что невеста уж слишком атлетически сложена, да и выше самого художника. Оказалось, что это мужчина — его друг Джордж Путнэм. Нет, ориентация у Кента была обычная, просто это был розыгрыш, который впоследствии ещё долго вспоминали все жители этого острова.
Американский художник Джеймс Уистлер, в своё время ставший одним из основоположников художественного направления тонализма, был любителем пошутить, подчас довольно зло.
Джеймс Уистлер. Автопортрет. Композиция в сером.
Он совершенно не признавал ограничений и правил, а когда его направили в военную академию Вест-Поинт, то вскоре заскучал там и пытался выразить своё несогласие железной дисциплиной и отсутствием возможности для творчества оригинальными методами. Однажды учителя велели сделать чертёж моста. Уистлер нарисовал на мосту двух ребятишек, которые ловили рыбу, покрытые зелёной травой берега вдоль речки, а сам мост — каменный и изящный. То есть рисунок вполне годился для художественной академии, но никак для военного училища. Учитель разозлился и велел совсем убрать детей. Уистлер вздохнул и покорился. На его исправленной работе вместо ребятишек на берегу реки виднелись два могильных камня.
Русский авангардист Владимир Татлин тоже любил розыгрыши. Однажды он поехал в Берлин с ансамблем русского народного творчества, чтобы играть там на бандуре. На этом музыкальном инструменте играть он умел, а кроме того, хотел после выступления поехать в Париж, где мечтал познакомиться с Пикассо. Так-то поездку воспринял с энтузиазмом.
Владимир Татлин. Автопортрет. Матрос.
Когда Татлин оказался в Париже перед домом, где располагалась мастерская Пикассо, то надел чёрные очки и взялся играть на своей любимой бандуре. Слепой бандурист — персонаж колоритный, потому Пикассо, когда увидел его, с радостью пригласил для позирования.
Но стоило ему отлучиться ненадолго из мастерской, то Татлин сразу же взялся за карандаш и походный блокнот и стал зарисовывать всё, что он там увидел. За этим занятием его Пикассо и застал. Впоследствии Пикассо признавался, что был по-настоящему ошарашен, увидев внезапно прозревшего бандуриста.
Знаменитому иконописцу, с которого и началась эпоха Ренессанса, не было чуждо чувство юмора. Однажды он подшутил над своим учителем Чимабуэ — написал на его картине муху, да так достоверно, что Чимабуэ несколько раз попытался согнать назойливое насекомое. Но то были ещё цветочки. Когда о Джотто заговорили как о великом художнике, Папа Римский Бенедикт XI послал своего гонца узнать правдивы ли эти разговоры и в самом ли деле Джотто так хорош.
Джотто. Изгнание демонов в Ареццо. Легенда о святом Франциске
В доказательство своего выдающегося мастерства Джотто просто приложил локоть к телу и кистью руки нарисовал идеальную окружность. Гонец подумал, что над ним просто шутят — хорошо, если только над ним, а не над самим понтификом, иначе такие шуточки для любого человека в то время, сколь бы знатен и богат он не был, закончились плачевно. Но всё же забрал рисунок с окружностью и показал его Бенедикту XI. Тот разумно рассудил, что не стоило и сомневаться в мастерстве Джотто, и пригласил его расписывать фрески в соборе Святого Петра. А с тех пор в Италии появилось новые крылатые слова «O di Giotto», то есть круглый дурак по-русски.
Портреты, пейзажи, натюрморты, геометрические абстракции и много другой живописи вы можете выбрать и купить на сайте artAlebrio.com.
Мы в соц. сетях
автор статьи Михаил Федорин
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи