Луис Уильям Уэйн (1860–1939) — британский художник, ставший известным благодаря иллюстрациям, где изображал кошек, вначале обычных, а впоследствии наделяя их антропоморфными чертами. Его небезосновательно признают величайшим иллюстратором сказок и детских книг викторианской эпохи, и его рисунки пользовались большой популярностью. И кошки на картинах Уэйна жили как обычные люди — играли в гольф, в карты, развлекались на пляже, или даже фехтовали на шпагах. В активе Уэйна иллюстрации к 100 детским книгам, на основе его рисунков издавали «Ежегодник Луиса Уэйна», который выходил 14 лет — с 1901 по 1915 год.
Кошачье фехтование
Казалось бы, Уэйн должен стать очень богатым человеком, но он постоянно нуждался в деньгах, во многом из-за особенностей своего характера и вопиющей непрактичности. Этим он чем-то напоминал нашего замечательного художника Михаила Врубеля. Да и жизнь его сложно назвать счастливой, а последние годы художника были и вообще печальными. Почему так, и о великолепных рисунках Уэйна мы и расскажем в этой статье.
Кошачий покер
Уэйн родился в Лондоне и был единственным мальчиком у своих родителей, у которых, кроме него, было ещё пять девочек. Но все сёстры Уэйна так и не вышли замуж, и прожили всю жизнь со своими родителями — нонсенс и явный показатель неблагополучия и существенных проблем в то время. А они были — одна из девушек в 30 лет оказалась в сумасшедшем доме.
Уэйн, несмотря на всю свою известность, прожил почти всю жизнь вместе со своими сёстрами и родителями. На то были определённые причины. Он родился с «заячьей губой», потому его родителям настоятельно советовали хотя бы до 10 лет не посылать мальчика в школу. Уэйн получил зачатки образования дома, но потом ему всё же пришлось ходить в учебное заведение. Однако он часто оттуда сбегал — дети жестоки к тем, кто слишком отличается ото всех, потому Уэйну в школе приходилось несладко.
Однако Уэйн любил и умел рисовать, потому окончил Лондонскую школу искусств и два года работал там преподавателем. Платили за эту работу мало, в это время умер его отец, и семья осталась практически без средств к существованию. Пришлось Уэйну работать живописцем. Он выбрал достаточно необычную для жителя Лондона, но вполне востребованную специализацию — стал писать сельские пейзажи, загородные дома, поместья и сельскохозяйственных животных.
Коровы на пастбище
Эти рисунки заказывали сельскохозяйственные журналы и их представляли на соответствующих выставках. Уэйн был прекрасным анималистом и животных рисовал мастерски, он даже рассчитывал делать портреты собак для богатых собаководов и тем самым обеспечивать себе и своим сёстрам средства к существованию.
Уэйн взял в жёны гувернантку своих сестёр Эмили Ричардсон. Вот только она была на 10 лет старше его, и подобный брак в то время вызывал множество вопросов. К сожалению, Эмили прожила недолго — она умерла от рака спустя всего лишь три года после свадьбы. Во время болезни её любимцем был домашний кот, и Уэйн, чтобы развлечь супругу, учил кота разным забавным трюкам и надевал на его морду очки. Он делал многочисленные зарисовки этого кота, которые впоследствии и определили основы его творчества.
Кот в саду
Первые изданные рисунки котов Уэйна появились в 1886 году. Уэйн нарисовал аж 150 различных котов, однако они хоть и были антропоморфными и занимались человеческими делами — играют мячом, поднимают бокалы с вином и говорят тосты, рассылают приглашения на праздники и обеды, но бегали на четырёх лапах, не были одеты в человеческую одежду и мимика у них была обычная кошачья.
Лесная опушка
Впоследствии в поздних работах Уэйна кошки ещё больше стали походить на людей, начали ходить на задних лапах, носить одежду, часто достаточно роскошную и вычурную. Подобные рисунки вскоре получили немалую популярность, их печатали на поздравительных открытках, в детских книгах, юмористических журналах. В Англии очень любили кошек, и Уэйн со своими рисунками полностью отвечал потребностям общества в милых и приятных для глаза изображений домашних питомцев.
Академия кошек
Около тридцати лет Уэйн рисовал кошек и котов, примерно по несколько сотен иллюстраций в год. Художника, рисующего кошек, приглашали в общества по их защите, и он с удовольствием принимал в них участие. Уэйн считал, что его рисунки позволяют изменить отношение некоторых людей к кошкам на более гуманное, поскольку бездомных котов часто отлавливали и уничтожали. К тому же, по его мнению, люди иногда к котам относятся чересчур презрительно, а они достойны большего.
Но в деньгах Уэйн нуждался всегда. Ему нужно было заботиться о матери и сёстрах — а это был тяжёлый крест, и кроме того, он совершенно не разбирался в бизнесе, не заморачивался насчёт авторских прав, его можно было легко обмануть, чем и пользовались недобросовестные издатели и дельцы. Он не любил вести переговоры с заказчиками и торговаться, поскольку был очень застенчивым.
Два кувшина молока
Однажды его уговорили поехать в США, создавать комиксы «Коты в городе». Они всем понравились, но Уэйн несколько раз неодобрительно высказался о Нью-Йорке, в итоге газеты заклеймили его. А ещё он поверил в сомнительную авантюру и вложил деньги в производство новой масляной лампы, которое благополучно лопнуло. В итоге Уэйн после поездки в Америку оказался в минусе, больше потерял, чем заработал.
А тут произошло несчастье — мать художника умерла, когда он был в США, а вернувшись Уэйн тяжело переживал потерю. Его характер разительно изменился, и в не лучшую сторону. Он стал жесток к собственным сёстрам, более того — в его поведении появилось много странностей. Он заявлял всем, что кино в кинотеатрах высасывает электричество из головного мозга, стал ходить ночью по улицам Лондона, забредая в самые злачные уголки города, постоянно и без особой необходимости переставлял мебель в доме и сидел у себя в кабинете, сочиняя совершенно невразумительные тексты.
Способный! Кот, играющий на банджо
В 1924 году его поместили в дом сумасшедших, причём в далеко не самый лучший — условия проживания там были просто ужасные, и целый год он находился там. Но Уэйн уже был известным художником, потому за него заступились газетчики и многие передовые люди, включая писателя Герберта Уэллса. В итоге Уэйна перевели в хорошую и комфортабельную лечебницу, где он прожил до самой смерти, коротая время за своим любимым занятием — рисованием кошек. И странное дело — его рисунки становились всё более яркими и красочными, в них было много цветов и странных, но красивых абстрактных узоров.
Цветочные коты
Сейчас о жизни художника снимают фильмы — из последних «Кошачьи миры Луиса Уэйна», а за оригиналы его рисунков дают неплохие деньги. Вот только оригинал приобрести очень сложно из-за огромного количества подделок, и в этом есть вина самого Уэйна — он не всегда подписывал свои работы и не защищал авторские права. Зато сколько интересных изображений кошек, радующих детей и взрослых, он создал — и в этом его немалая заслуга.
Ищите подарок или собираете коллекции картины современных художников, на просторах онлайн галереи artAlebrio.com вы можете познакомится и купить произведения напрямую у автора.
Подписывай на нас в соц. сетях
автор статьи Михаил Федорин
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи