Якопо Робусти (1518–1594 гг.) — итальянский художник эпохи позднего Возрождения, который больше известен под звучным псевдонимом Тинторетто. В переводе это красивое слово означает всего лишь маленький красильщик, и мало соответствует потрясающему уровню его работ и вкладу в искусство. Впрочем, сам Тинторетто скромностью, как Рафаэль не отличался и величие своего таланта осознавал полностью. О нескромном гении Тинторетто мы и поговорим в этой статье.
Тинторетто. Автопортрет.
Отец Тинторетто был красильщиком тканей, что и дало ему повод выбрать столь необычный псевдоним. Якопо любил рисовать с детства, и использовал для этого каждую свободную минуту и любой доступный материал — кусок угля, мел, а иногда и втихаря брал у отца краски. За краски ему попадало, воспитание детей в Средневековье мягкостью не отличалось, но походив и отлежавшись пару дней — сидеть всё равно не получалось, слишком больно, вновь принимался за старое.
Однако, чтобы преуспеть в живописи, нужно было учиться и Тинторетто повезло устроиться в ученики к самому Тициану. Но ненадолго — всего лишь на неделю, Тициан понял, что Тинторетто таланту ему не уступает и может стать настоящим конкурентом, а зачем его собственноручно учить? И он был прав, вскоре жители Венеции начали спорить о том, картины какого живописца лучше: Тициана или Тинторетто, а когда великий колорист умер, пошли заказывать картины у Тинторетто. Но это будет потом, а когда Тициан отказался учить Тинторетто, тому было всего лишь 20 лет и его никто не знал. Он открыл свою художественную мастерскую, но заказов было мало, потому Тинторетто пошёл на хитрость — поместил табличку с надписью: «рисунок как у Микеланджело, а цвет как у Тициана». И тут Тинторетто не погрешил против истины — он мастерски копировал манеру живописи обоих мэтров.
Слева: Тинторетто. «Чудо святого Марка». фрагмент. 1848 г. Справа: Микеланджело. Ливийская сивилла.
Например, на картине «Чудо святого Марка» энергичный поворот женских плеч очень напоминает по стилю и качеству исполнения одну из фресок Микеланджело. Всё тот же выверенный рисунок, точно соблюдение анатомии. Ну а то, что дамы мускулистые и крепкие, так в этом и правда жизни — в Средневековье они занимались физическим трудом, который далеко не всегда был лёгким и способствовал развитию мускулатуры — а иначе попробуйте постирать бельё в реке и таскать тяжёлые корзины с ним.
Слева: Тинторетто. Сусанна и старцы. 1555-1556 гг. Справа: Тициан. Венера перед зеркалом. 1555 г.
Не хуже дело обстояло и с колоритом — он ненамного уступал Тициановскому, тщательно прописанная светотень, точный подбор красок создают объём на картинах и необходимую естественность. То есть Тинторетто действительно взял лучшее от двух великих мастеров, правда мало добавил своего, но заказчикам этого и не требовалось — их вполне устраивали картины как у Микеланджело и Тициана, но намного дешевле. Китайский айфон, который не уступает оригиналу — это про картины Тинторетто, беспроигрышный вариант.
Однако подражать классикам Тинторетто надоело, он стал искать новые пути в искусстве и создал картины, по-настоящему прославившие его как художника. Тинторетто предпочитал писать картины на религиозные темы, поскольку их всегда охотно покупали церковники, и при этом мастерски соединил бытовой жанр и религиозные сюжеты.
Брак в Кане Галилейской.
Так возникала необходимая живость и естественность картин — это были уже не стилизованные иконы, а сцены из жизни святых, написанные как обычные картины. Потому и святые казались ближе народу, не некие абстрактные и непостижимые персонажи, а обычные люди, занятые своими делами. В них и поверить легче и следовать их примеру хочется больше — в итоге поучительный смысл картин намного нагляднее. Умные и разбирающие церковники это поняли, и заказывали картины Тинторетто с удовольствием, платя за них приличные деньги.
Полотна Тинторетто по качеству и количеству затраченного труда вполне оправдывали их стоимость. Некоторые из них были огромны — например, картина «Брак в Кане Галилейской» имела размеры 4*5 метров, на которой поместились десятки людей и каждого из них нужно было тщательно написать. По сюжету там показано первое чудо, совершённое Иисусом Христом, когда на свадьбе он превратил воду в вино. Тут новаторство Тинторетто проявилось в полной красе — художник был настоящим мастером композиции и размещения фигур в пространстве, мало кто до него догадался главных персонажей поместить на второй план, и при этом так, что не оставляется никаких сомнений, кто на этой картине главный. Нечто подобное можно было увидеть и на картинах Питера Брейгеля Старшего, который тоже любил ломать стереотипы и очень успешно — явный признак настоящего мастера.
Обычно художники всегда писали главных персонажей на переднем плане, потому и подобное новаторство, при этом блестяще реализованное посредством грамотного расположения фигур и световых эффектов стоит оценить по достоинству.
Чудо святого Марка
Были у Тинторетто и более традиционные картины, например, «Чудо святого Марка», где основные персонажи написаны на первом плане, однако впечатляет их динамика и особенно святой Марк, который взлетает в воздух. Согласно сюжету, Марк спасает от пыток мученика, сделав его невосприимчивым к боли и орудиям пыток. Благодаря интересной композиции, возможно, на современный взгляд чересчур вычурной, но вполне устраивающей живших в ту эпоху людей, и мастерски изображённым позам персонажей, кажется, что копья ломаются о тело юноши, а толпа от удивления никак не может прийти в себя. Это был безусловный успех.
Сотворение животных
Однако Тинторетто знал, чтобы стать успешным нужно работать много и быстро, что у него отлично получалось. Но при этом картины были индивидуальны и разнообразны, на поточное производство его творчество никак не походило.
А ещё он был напористым. Однажды был устроен конкурс среди художников на лучшую роспись потолка в Венецианском здании Скуола Сан-Рокко. Тинторетто тайно проник в то здание и прикрепил к потолку холст, где уже был написана маслом требуемая роспись во всей её красе.
Святой Рох во славе. 1565 г. Роспись потолка в Скуоле Сан-Рокко, Венеция
Заказчики стали возмущаться, что нужно было вначале представить лишь рисунок, на что Тинторетто ответил: «Я умею писать только так, а если у вас нет денег, то отдаю этот холст бесплатно». Тут он рискнул и выиграл — заказ доверили ему.
Постепенно Тинторетто, стал просто зарабатывать деньги, слишком много было заказов, не хватало времени на тщательную проработку каждой картины, потому и писал их на скорою руку. Он говорил: «мне некогда выписывать каждый предмет и каждую мышцу лица». Однако в молодости он работал более тщательно, можно вспомнить картину Сусанна и старцы, где с потрясающей тщательностью прописаны малейшие детали и даже показано их правильное отражение в зеркале.
Сусанна и старцы. Деталь.
Однако и позднее работы Тинторетто, благодаря его незаурядному таланту, зачастую не менее интересны, например, картина «Крещение Христа» написана в манере, которой намного позже станут писать импрессионисты.
Крещение Христа
Отсутствие мелких деталей, момент здесь и сейчас, не очень тщательная прорисовка тел персонажей и впечатляющие световые эффекты. Импрессионизм с поправкой на эпоху Возрождения.
В последний год своей жизни Тинторетто написал картину «Тайная Вечеря».
Тайная Вечеря
И тут весь его стиль во всей красе. Ангелы соседствуют с кошкой, заглядывающей в корзину в поисках еды. Небесное и земное рядом. А ещё удивительный свет — не случайно Тинторетто в своей мастерской организовал несколько тёмных коморок с небольшими щелочками, чтобы понимать, как лучи света ложатся на разные предметы и лица людей.
Тинторетто оставил после себя немало выдающихся картин и по праву получил статус одного из титанов живописи Возрождения.
Большой выбор картин талантливых современных художников на сайте маркетплейса artalebrio.com. Общайтесь и покупайте произведения напрямую у автора.
Подписывай на нас в соц. сетях
автор статьи Михаил Федорин
Подтверждая ваш заказ, вы безоговорочно принимаете эти Общие условия продажи